Второй год стоит вопрос о судьбе Ошурковской начальной школы, в которой в прошлом году учились девять человек, сейчас — тринадцать. Федеральная служба по надзору в сфере образования РФ приняла решение о закрытии подобных учебных заведений по всей России. Родители и работники Ошурковской школы категорически против этого. Они не просят помощи со стороны и готовы отстаивать интересы своих детей
— Если школу закроют, жизнь в селе прекратится, — уверен Ширап Гармаев, глава администрации сельского поселения «Сотниковское», — да и в будущем, думаю, если «путинский» закон подействует, больше рожать начнут, учеников больше станет…
По словам местных жителей, школа — это единственное место в селе, вокруг которого теплится жизнь. Праздники, концерты, сельские сходы проходят именно в школе, которой в ноябре этого года исполнится сто лет.
Первоначально в Ошуркове обучались восемнадцать мальчиков и четыре девочки. Самое большое число школьников — семьдесят человек — было в 1949 году. В последнее время количество учащихся начальных классов уменьшается, но им на смену растет следующее поколение ошурковцев — только в этом году здесь родилось пятеро малышей, еще один скоро появится на свет.
— Мы понимаем, что содержать школу нерентабельно, поэтому ничего и не просим у государства, — рассказывает Наталья Какаулина, единственный учитель и директор школы в одном лице. — Ремонт делаем на свои деньги, привлекаем спонсоров. Выращиваем и продаем рассаду, садим картошку.
Работать в малокомплектной школе трудно, ведь одновременно приходится вести урок в двух классах. Кроме того, вся общественная жизнь села ложится на плечи учителя, даже организация похорон. Но Наталья Тимофеевна ни о чем не жалеет.
Помимо директора, здесь работают повар, уборщица и два кочегара. 76-летняя Надежда Соболева, бывший учитель начальных классов и по совместительству директор, не хочет расставаться со школой, которой отдала 42 года своей жизни, и потому теперь работает кочегаром.
— Школу ни в коем случае нельзя закрывать, я категорически против этого, — говорит Надежда Ильинична. — Возить детей в Сотниково бесполезно, они будут мерзнуть, станут неухоженные, им будет очень тяжело учиться. К тому же у нас проблема с транспортом.
Прежде чем принимать решение, нужно все хорошенько просчитать, уверен Максим Мордвин, начальник Управления образования Иволгинского района.
— Вопрос сохранения малокомплектных школ стоит очень серьезно, — говорит он. — Рубить с плеча тут нельзя.
Содержать малокомплектные школы весьма затратно. Норматив финансирования на одного ученика в обычной школе составляет от 12 до 21,5 тысячи рублей в год, а в малокомплектной — 28,5 тысячи рублей. Кроме того, требуется привести все помещения в соответствие с нормами СанПИН, организовать качественное питание школьников и так далее.
В этом году сохранены Ошурковская, Посельская, Киболинская и другие малокомплектные школы Иволгинского района. Что с ними будет в следующем году, пока не известно.
— Можно, конечно, организовать подвоз детей, но эти затраты лягут тяжким бременем на бюджет — автотранспорт, его содержание, зарплата… — говорит Максим Мордвин. — Если дети будут учиться в разные смены, придется совершать четыре поездки в день. И родителям придется платить ежемесячно за школьный автобус, а народ в селе в основном малообеспеченный.
По словам Максима Ивановича, если в малокомплектных школах будет учиться свыше десяти детей, то, скорее всего, такие школы сохранятся. Если же учащихся останется меньше, школы придется закрывать.В случае такого поворота событий жители села Ошурково готовы в знак протеста перекрыть федеральную трассу.
Судьба сельских школ не остается без внимания со стороны республиканских властей. Так, весной этого года правительством Бурятии была утверждена программа оптимизации сельских школ, рассчитанная на 2006—2008 годы. Планируется преобразовать малокомплектные основные и средние школы в начальные, создать комплексы «Школа — детский сад», вместо малокомплектных начальных школ открыть «Школу — учительский дом». Это позволит сократить затраты.
Начальные школы, в которых учатся пять-шесть человек, предполагается закрыть. Уроки будут проходить на дому у учителей. Учащиеся старшего и среднего звена малокомплектных средних школ будут ездить в базовую школу. Для их подвоза в Бурятии закупают специальные автобусы, которых нужно 190 штук. На их приобретение в этом году будет выделено 13,5 миллиона из республиканского бюджета, столько же из муниципальных бюджетов. 14 миллионов 800 тысяч рублей поступит из федерального центра по национальному проекту «Образование».
Кроме того, для качественного и доступного образования в отдаленных районах республики предлагается создать десять центров дистанционного обучения с организацией выделенного телекоммуникационного канала связи, компьютерного класса на пятнадцать мест, объединенного в локальную сеть.
Учеников в Бурятии стало меньше
Уже не работают Шапеньковская начальная школа Баргузинского района, Верхне-Енхорская начальная школа Джидинского района, Тоннельная средняя школа Муйского района и некоторые другие. Их воспитанники стали учениками близлежащих учебных заведений.
Часть школ республики реорганизована. Киранская и Курорт-Киранская начальные школы стали филиалами Усть-Киранской средней школы, а Цаган-Челутайская начальная стала филиалом Шарагольской средней школы.
Все эти изменения произошли в связи с демографическими изменениями в Бурятии. За последние десять лет количество учащихся в РБ сократилось на семьдесят тысяч человек, в то же время увеличилось количество малочисленных сельских школ. Сейчас в республике насчитывается 26 начальных школ, где обучается менее десяти человек.
Общество
1606
Малые школы борются за жизнь
«Неперспективные» учебные заведения закрывают по всей России