Едва отшумели многочисленные праздники по случаю 800-летия образования единого Монгольского государства, отмечавшиеся масштабно и продолжительно в течение весны и лета, как разгорелась борьба политических партий
Ее пик пришелся на октябрь. Борьбу инициировала Демократическая партия, оказавшаяся в оппозиции к нынешней власти, где сегодня правит МНРП. 13 октября группа парламентариев от Демпартии во главе с ее лидером экс-премьером Ц. Элбэгдоржем обратилась с посланием к спикеру парламента Ц. Нямдоржу и потребовала отправить в отставку правительство национального согласия, где большинство министров являются членами МНРП.
К требованию Демпартии присоединились Партия гражданской воли, Народная партия, ряд общественных движений. Оппозиция предупредила: в случае непринятия парламентом мер по отстранению правительства она продолжит борьбу, используя такие жесткие методы, как захват аэропорта, национального телецентра, остановка движения поездов, перекрытие автотрасс…
Подлили масла в огонь фракция МНРП и некоторые политические движения в ее рядах. Они выступили с совместным заявлением на имя председателя МНРП, премьер-министра М. Энхболда, суть которого очистить партию, властные структуры государства от коррумпированных чиновников, отказаться от прежних методов работы. Фракция потребовала также созвать общепартийную конференцию, а в марте 2007 года — внеочередной съезд МНРП.
По мнению наблюдателей, очевидно, что Демпартия не пошла бы на этот демарш без поддержки со стороны некоторых членов МНРП, которые лишились своих постов после отставки восемь месяцев назад правительства Ц. Элбэгдоржа.
Буквально назавтра развернулась широкая дискуссия: быть или не быть правительству М. Энхболда. Общество разделилось на два лагеря.
Экстренно собравшийся руководящий совет МНРП вынес вердикт о несостоятельности требования Демпартии. Спустя двое суток после демарша демократов премьер М. Энх-болд обратился с открытым письмом к народу. Премьер заявил, что правительство периодически сталкивается с попытками Демпартии дискредитировать его политику, вызвать у граждан недоверие к действующей власти.
Судьба правительства на острие ножа
24—25 октября парламент провел слушания в открытом режиме. Дебаты полностью транслировались по общенациональному телевидению. Члены кабинета и особенно премьер подверглись сильному прессингу оппозиции. Особенно много упреков касалось вопросов этики госчиновников, превышения ими служебных полномочий и особенно проблем коррумпированности. Недавно было завершено громкое уголовное дело члена МНРП, начальника главного таможенного управления
Х. Баатара, осужденного на семь лет за то, что он более ста миллионов тугриков казенных денег перевел МНРП в период выборов в парламент. Руководство партии, признав сам этот факт, считает, что якобы в этом нет криминала, ибо в стране сложилась такая практика финансовой поддержки партий в период выборных кампаний. Подвергся осуждению своих коллег парламентарий, министр здравоохранения Л. Гундалай за то, что он публично в одном из газетных интервью заявил о том, что сегодня должность министра и замминистра покупается соответственно за 400 и 250 миллионов тугриков. Его жестко критиковали за устраиваемые им необоснованные многочисленные сокращения и перемещения квалифицированных кадров врачей и медицинских работников. От министра промышленности и торговли Б. Жаргалсайхана потребовали возвратить свыше 2 млрд. тугриков, взятых им из госказны на организацию выступлений зарубежных артистов в Улан-Баторе минувшим летом.
Имея в виду подобные негативные деяния ряда министров, президент Монголии
Н. Энхбаяр в своем выступлении на сессии сказал о том, что оснований для отставки правительства в полном составе нет. И не исключил вероятности устранения с должности некоторых его членов.
В конце второго дня дебатов парламентарии провели голосование и большинством в 67 процентов выразили правительству вотум доверия.
Голодают обманутые вкладчики
Пока шли жаркие дебаты в парламенте рядом с госрезиденцией, на центральной столичной площади проходила массовая манифестация в поддержку группы голодающих здесь граждан. Это люди, вложившие в кредитно-сберегательные кооперативы свои деньги и потерявшие их в результате обмана хозяевами КСК. Тысячи граждан стали жертвами пирамиды и требуют от властей возместить свои кровные. К ним присоединились представители других гражданских движений, которые требуют от правительства аннулировать невыгодные для Монголии договоры и соглашения с частными горнодобывающими компаниями на разработку месторождений. Манифестанты дважды пытались силой проникнуть в правительственную резиденцию, но были остановлены госохраной.
С новой силой вспыхнула манифестация после задержания полицией лидера Союза свободных пенсионеров Г. Баасан. Ее обвинили в том, что она подняла руку на полицейского во время разгона предыдущей манифестации 9 октября. Манифестанты в полдень 26 октября перекрыли проспект Мира — главную столичную автомагистраль, воздвигли на ней юрту, развели костер и полностью заблокировали движение автотранспорта. Многие улан-баторцы вынуждены были с работы возвращаться домой пешком. Лишь после освобождения Г. Баасан из-под стражи манифестация поутихла. Оставшихся протестующих полиция разогнала. Полицейские насильно задержали и отвезли в КПЗ трех репортеров. Одному из них нанесли телесные повреждения, у другого сломали фотоаппаратуру. По этому инциденту выступил с заявлением Союз монгольских журналистов. Его поддержал Международный союз журналистов, который потребовал от правительства расследовать и наказать полицейских, посягнувших на свободу работников СМИ при исполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Национальный фронт готовит собрание
Однако протест масс против властей предержащих, похоже, не утихомирился. Национальный фронт Монголии, куда вошли семь общественных движений, ведет подготовку Всемонгольского хуралдая (собрания) 6—8 ноября на центральной площади Улан-Батора. Каждому участнику хуралдая (организаторы планируют собрать 50000 человек) будут выданы мандаты и лист опроса с тремя вопросами: «Надо ли приостановить действие закона о полезных ископаемых? Отказываетесь ли от нынешнего парламента и президента? Признаете ли необходимость проведения всенародного чрезвычайного референдума?». Если большинство даст ответ «да», то борьба будет продолжена, а если народ скажет «нет», то оппозиция готова приостановить протестную деятельность.
Аналитики за всеми этими выступлениями видят руку опытного дирижера. Они прозрачно намекают, что им, очень возможно, является председатель Демократической партии, экс-премьер Ц. Элбэгдорж. Именно он руководил в конце 80-х и начале 90-х годов, на заре демократического движения, массовыми манифестациями, которые привели к смене тогдашнего партийно-государственного режима Монголии.
Весной отстраненный от должности главы правительства Ц. Элбэгдорж свою прощальную речь закончил словами: «Мы уходим, чтобы вернуться. Нас тогда будет много». Сегодня еще на слуху его многозначительное обещание.
Улан-Батор — Улан-Удэ.
Общество
1382
В Монголии накал политических страстей
Голодают обманутые вкладчики, полиция побила журналистов, а парламент сделал правительству предупреждение