Общество
2391

Чудесная тайна рода Улзы

Она стала явью, когда было поднято тело хамбо-ламы Итигэлова

12 ноября тысячи людей Бурятии вновь отправятся в Иволгинский дацан поклониться нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова. Мало кто из верующих знает, что его родные хранили тайну своего великого предка много лет и навещали нетленное тело не раз, когда тот еще пребывал в подземном саркофаге



…Семилетний мальчик с изумлением слушал тихие разговоры взрослых, а потом залезал в кедровый комод и, затаившись, сидел там часами. Он хотел понять, что чувствует человек в ящике глубоко под землей в темноте и тесноте. Именно так уже тридцать лет в позе лотоса проводил время его предок — хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. Сегодня своими воспоминаниями с читателями «ИП» делится самый старший потомок великого ламы по мужской линии Борис Буянтуевич Бальжиев.
— Это было здесь, в Оронгое. Я был ребенком, но помню, как родные собирались на первую эксгумацию тела Итигэлова. Она состоялась через тридцать лет после захоронения, в 1955 году. Как-то раз дома стали готовиться к чему-то, варить много еды. Я спросил, что к чему… Отец сказал, что будут вскрывать саркофаг похороненного родственника-ламы. Помню, что поехали человек пять мужчин. Из них — двое лам. Хотели меня взять, но мать не пустила. Сейчас думаю, потому что взрослые просто побоялись, что я, ребенок, могу кому-нибудь разболтать об этом… А когда взрослые вернулись, сказали, что он… живой.
Тело ламы родственники тайно навещали еще один раз, в 1972 году. И тогда Итигэлов был в полном порядке. На вопрос, нужны ли были эти визиты, Бальжиев отвечает, что нужны. Великий предок, застывший в позе медитации, желал того, считают родные.
Все рассказы, услышанные от старших, Борис хранил, мечтая когда-нибудь написать об этом книгу. Как гласит семейная легенда, он должен был «поднять имя ламы». Так говорил сам Итигэлов. Большую часть жизни Бальжиев хранил тогда еще семейную легенду, рассказанную отцом, мечтая, что когда-нибудь все услышанное станет явью.
Зная об истинном чуде, нельзя было предавать его широкой огласке — времена были такие.
В 1994 году Борис Буянтуевич написал статью в одну из местных газет, рассказывая семейную легенду. Но издание было малотиражным и не очень популярным. На материал не обратили особого внимания. Она прошла как публикация из разряда «чудеса в решете», не более того. Никто тогда и не подозревал, что через восемь лет это станет мировой сенсацией, поводом для большой полемики ученых и великим благом для всех верующих Бурятии, и не только.
Осенью 2002 года к нему обратились священнослужители Буддийской традиционной сангхи и попросили разрешения на эксгумацию тела Даши-Доржо Итигэлова. Конечно, Борис Буянтуевич понял все с первого же слова. Он знал и готовился к этому визиту.



К сожалению, на вскрытии саркофага не присутствовал, потому что в то время был очень болен и лежал в больнице.
А когда чудо открылось, к Бальжиеву пошли люди. Это были и московские журналисты, и ученые…
— Даже как-то приезжали у меня волосы взять для экспертизы подтверждения родства с Итигэловым, — вспоминает Борис Буянтуевич.
Для озадачившихся ученых важны были каждый факт, каждая деталь. Ведь загадка Ити­гэлова до сих пор не разгадана. Ученые лишь подтвердили, что по всем физическим параметрам это живой человек.
— Что я могу сказать… Значит, так и есть… — лишь улыбается внучатый племянник Итигэлова. И кажется, что он знает что-то большее.
Мигдаса Митаповна, супруга Бальжиева, улыбчивая и очень светлая женщина, в разговоре все время старается поддержать своего скромного и неразговорчивого супруга:
— Его сестра сказала, что, по преданию, он должен поднять имя Итигэлова. И у меня от этого так хорошо на душе, потому что чувствую, что слова сбываются.
Интересно, что в не столь обширном роду, которому принадлежат Бальжиевы, взявшие начало от дархана Улзы, было много лам. Некоторые из них достигли в священной службе высокого сана. Детей, правда, рожали мало. Потому и род немногочисленный. И лишь у Бориса Буянтуевича, согласно генеалогическому древу, родилось четыре сына, как когда-то у древнего основателя рода.
Может быть, история по­вторяется и когда-нибудь в роду Улзы родится еще один выдающийся человек? Виталий, младший сын Бальжиевых, неожиданно оставил исторический факультет БГУ и ушел в ламы. Родители решению сына противиться не стали. Что случилось, тому и быть. Говорят, маленький Молам Сундуй, необыкновенный хуварак из Тувы, которого называют перерожденцем, души в Виталии не чаял. Когда встречал, так и прыгал ему на шею. Может, и неспроста. К тому же все родные говорят, что похож Виталий на своего великого прадеда и внешне.
Впрочем, каких-то параллелей Бальжиевы особенно не проводят. Знают лишь, что великий и очень близкий человек где-то совсем рядом и он всегда поможет.
Несколько лет назад с сыном Тумэном случилась большая беда. Кадровый офицер, служивший в Чечне, был тяжело ранен. Неделю находился без сознания в ростовском госпитале. Отцу с матерью, надеявшимся только на чудо, оставалось идти за помощью к Итигэлову. Вечером того же дня Тумэн пришел в себя. Потом рассказывал, что, когда очнулся, первым увидел старца…
— Слава богу, все сыновья, их семьи и внуки наши в порядке сейчас. Ничего подобного больше не случалось, но в то, что мы под защитой теперь, точно верим, — говорит Мигдаса Митаповна.
На вопрос, не смущает ли все-таки то, что их предка всякий раз выставляют на обозрение, изучают, постоянно пишут о том, что, мол, «глаза открыл», «вспотел», да и разговоры, что деньги за просмотр берут немалые, Бальжиев отвечает просто. Ведь Итигэлов для многих последняя надежда на чудо, исцеление, избавление от беды.

Даши-Доржо Итигэлов — глава российских буддистов с 1911 по 1927 год
Был выдающимся общественным деятелем. Приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов. Перед смертью дал последние наставления своим ученикам, сказав им: «Вы навестите и посмотрите мое тело через много лет». Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации, ушел из жизни. В позе лотоса тело поместили в саркофаг и похоронили.
Как и предсказал лама, спустя 75 лет с момента захоронения тело великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии. Центральным духовным управлением сангхи России решено создать все условия для дальнейшей сохранности буддийской реликвии.

Улан-Удэ — Оронгой.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях