— Мы на пенсии, бабки, считай. В последний раз съездили, нас просто трясло, — рассказывает Валентина Михайловна Черепанова, индивидуальный предприниматель. — Вытаскивают нижнее белье и все на свете. Мы уже разговаривали, что, может, и не будем больше ездить…
26 февраля 2006 года вступило в силу постановление правительства РФ о новых правилах провоза товара через российскую границу, сильно осложнившее жизнь российским челнокам. Это заметно сказалось на рынке китайских товаров — сами торговцы честно признают, что в связи с вновь возникшими сложностями они были вынуждены поднять цены как минимум на 20, а то и на 50 процентов. Предприниматели жалуются на грубое отношение таможенников и все чаще подумывают отказаться от поездок за границу. Кто-то это решение уже принял, предпочитая либо закупаться у оптовиков в России, либо вообще уйти с рынка. Для некоторых последней каплей стала гигантская пробка, возникшая на пропускном пункте «Забайкальский» 16 октября, в которой люди застряли на 11 и более часов.Как раз в этот день пересекать границу с Маньчжурией «посчастливилось» Галине Лободе, торгующей на рынке «Крестьянский». У женщины и ранее возникали претензии к таможенникам, но после этого случая, когда в нейтральной зоне между китайским и российским пограничными пунктами им пришлось простоять около 11 часов, предприниматель настроена более чем радикально.— Сейчас они стали дотошнее, это вообще ни в какие рамки не входит! — возмущается Галина Григорьевна. — Там беспредел, капитальный беспредел! Такое отношение к нам вообще безобразие! И там еще стоишь на границе неизвестно сколько.Вот уже более полугода решением федеральных властей гражданам разрешено ездить за границу не чаще одного раза в месяц вместо прежней периодичности раз в неделю. А также без налогов и таможенных пошлин вывозить не 50, как было ранее, а всего 35 килограммов.И если раньше Галина Лобода с коллегами ездила за товаром в Маньчжурию каждый месяц, то теперь собрать деньги для поездки им удается в лучшем случае раз в два с половиной месяца. Надо платить налоги, за торговую точку, а торговля идет неважно — к примеру, в один день удалось продать лишь пару чешек да одну толстовку.Самая большая трудность для предпринимателей — невозможность вывоза сразу нескольких вещей одного вида. В один голос они жалуются на придирки таможенников, доходящие до нелепости, с их точки зрения — запрещают везти вещи даже для детей и внуков. А если вес багажа все же превышает допустимые 35 килограммов, Забайкальская таможня просто изымает товар и отправляет на склады, хотя законодательством в данном случае предусмотрена доплата за товар сверх нормы.— Вон через Дальний Восток как-то ездила, там тоже таможня, но там тактично работают, — рассказывает Любовь Саранина, предприниматель. — Как обычно — проверили, мы доплатили за лишнее, и все. А здесь ужас, мы как негры! За счет нас экономика встала, а теперь мы никому не нужны стали. Я детей вынуждена с собой возить, бедных, больных. Потому что 35 килограммов, это знаете, что такое, а ведь надо хотя бы «линеечку» привезти, чтобы шесть размеров было.На таможне, по словам предпринимателей, порой доходит до абсурда.— У нас все входит в эти 35 килограммов, даже продукты, — возмущается Наталья Гороховская. — Сок, который в дорогу берем попить, эти бутылочки полупустые, они в этот раз все вытащили. Я говорю: ну это-то в дороге пьем, зачем?По мнению таможенников, челноки явно преувеличивают, комментирует Юлия Филиппова, пресс-секретарь Забайкальской таможни. Конечно, некоторые «перегибы» на стадии контроля не исключены, но в каждом случае надо разбираться индивидуально. По ее словам, если вещи вывозятся явно с коммерческой целью, опытный инспектор это способен определить сразу, и отношение вырабатывается соответствующее, более дотошное. Во исполнение федерального законодательства таможня настаивает, чтобы за границу ездили только туристы.Частично эти намерения постепенно увенчиваются успехом. По свидетельству Дмитрия Темникова, заместителя генерального директора туристического агентства «АЯ-ГАНГА», в марте-апреле этого года, сразу после вступления в силу нового постановления, клиентопоток у них резко снизился — с трудом удавалось набирать один автобус в месяц. Но уже в августе работа вошла в нормальное русло. При этом заметно, что теперь большинство людей едут за границу именно с туристическими целями и, делая покупки, просто совмещают приятное с полезным.
Общество
1469
«Челночный» бизнес под угрозой исчезновения
Мелкие предприниматели все чаще отказываются от заграничных шоп-туров