Начало театрального сезона стало для всех обитателей театра оперы и балета мучением, которое непонятно когда подойдет к концу
Артисты балетной труппы репетируют в неприспособленном и холодном зале Союза театральных деятелей, боясь потерять форму. Некоторые из них, не питая особых иллюзий, покидают коллектив. Руководство театра считает, что реставрация служебных помещений идет медленно и некачественно. 16 ноября отреставрированное западное крыло театра оперы и балета должно было принять артистов балета в обновленный балетный зал, гримуборные, костюмерные. Но главный строительный подрядчик первым делом озаботился «внешним фаршем», прежде всего отреставрировав декоративную арку театра, но не сдав к сроку столь необходимые репетиционные помещения.
…В ДК «Рассвет», что в поселке Авиазавод, впервые выступают артисты театра оперы и балета. Дают феерическую «1000 и одну ночь». Правда, ощущение странной «феерии» возникает отнюдь не в прохладном и полупустом зале со скудным светом. Суматоха творится в служебных коридорах Дома культуры.
— Очень мало народа… Стоило ради этого приезжать выступать на другой конец города, — говорит балерина Лариса Башинова, грустно осматривая зал из-за кулис.
Солисты и кордебалет забиваются в импровизированные штучные «гримуборные» по несколько десятков человек и в тусклом свете стараются наложить сценический грим, что, естественно, не очень хорошо получается. Некоторые одеваются прямо в коридоре. Пожилая костюмерша впопыхах вытаскивает и кладет обратно в огромный баул одежный реквизит, по ходу помогая пристегнуть балерине деталь костюма. Парикмахер на ходу подправляет прически. Рабочие сцены нервно курят, уныло думая, что через час снова придется делать грандиозную работу — сворачивать и грузить декорации…
Впрочем, ДК «Рассвет» — это не худший вариант вынужденных «гастролей» труппы. Были и ледяные раздевалки ДК в Иволге, и спектакли в Сосновом Бору… Достойного места для выступлений нет, а работать надо — иначе просто потеряешь форму, которую потом трудно восстановить. Реквизитор, отказавшаяся назвать свое имя, проработала в театре 15 лет и говорит, что такое безобразие на ее памяти впервые. Женщине очень жалко театральное достояние — раритетные декорации художника Тимина. Они, конечно, от частых переездов и смены температуры лучше не станут.
Артисты ждут нового помещения с нетерпением.
— Я на днях ходила в театр посмотреть, как идут дела. Гримерки почти готовы, а вот балетный зал… Я очень сомневаюсь, что его сделают скоро, как нам обещают. До балетной пенсии осталось немного, а так хочется покинуть красивое здание, не развалины. А вообще, это только начало. Я не удивлюсь, если молодые начнут уезжать, — считает балерина Лариса Башинова.
Нынешний коллектив кажется ей очень профессиональным и сплоченным, но каждый все-таки прежде всего думает о своей карьере. Артистам балета в городе в отличие от других артистов театра больше работать негде и очень не рекомендуется терять рабочую форму. Поэтому некоторые серьезно подумывают об отъезде. Так, например, уезжает за рубеж молодая прима Евгения Межитова.
Два раза в неделю спектакли оперного проходят в театре бурдрамы, но сцена драматического театра не совсем подходит для балета. Например, из-за недостаточной площади сцены бурдрамы проблематично танцевать «Лебединое озеро».
— В войну люди так не работали, «гастроли» каждый день, — невесело шутит молодой артист балета Баир Жамбалов. Он вполне мог бы с успехом работать где-нибудь на Западе, но, оставшись дома, теперь танцует на малоосвещенных сценах, одеваясь, где придется.
— Я стою на полу, и у меня ноги застывают, а мне танцевать, — говорит Владимир Кожевников. — Но ничего не поделаешь, независимо от того, где и как ты репетируешь и готовишься, прима-партию нужно представить достойно.
По мнению знаменитого Баярто Дамбаева, бурятский балет никому не нужен. Это просто разбазаривание национальных кадров. К примеру, в Красноярске, Воронеже, Самаре так и не смогли собрать полноценную труппу после подобных ремонтов.
Для директора театра Людмилы Намсараевой, вернувшейся на этой неделе из командировки, стало неприятным сюрпризом то, что вместо западного крыла здания со служебными помещениями подрядчики отремонтировали декоративную аркаду.
— Классический балет — это не художественная самодеятельность, а занимается в неприспособленном здании Союза театральных деятелей. Когда мы проводили собрание в сентябре, нам строители обещали, что к 16 ноября приведут служебные посещения в нормальное состояние. Но что я вижу? На аркаду брошено более 5 миллионов, хотя в первую очередь нужны балетный класс, помещение для хранения костюмов и декораций и репетиционный зал для солистов, — говорит Намсараева.
Директор театра считает, что на строительстве работает очень мало людей. К тому же не задействованы специалисты по реконструкции подобных строений.
— Судя по тому, как делается балетный зал, это обычный строительный способ и потом, при сдаче объекта, обязательно возникнут проблемы, — говорит Людмила Николаевна. — Надзор за строительством проводят люди, которым не даны на то полномочия. Получается, что само Управление капитального строительства нанимает подрядчиков и само же над собой надзирает.
Александр Долгополов, главный инженер строительства и самый компетентный на данный момент в этом вопросе человек, что-либо комментировать отказался. Войдет ли балет в свой родной репетиционный зал к Новому году, как планируется сейчас, неизвестно.
Общество
1520
1000 и одно испытание оперного театра
Реконструкция храма искусства может лишить его балетной труппы