Для главного героя пьесы Вампилова «Утиная охота» это занятие стало единственным средством ухода от реалий нудного и рутинного быта. Для заслуженного артиста России Олега Бабуева охота стала любимейшим видом отдыха, которому он посвящает свое свободное время. Об этом увлечении мы и поговорили с известным актером Бурятского государственного академического театра драмы им. Х.Намсараева
— Олег Дамдинович, откуда у вас эта страсть к охоте?
— Я родился и вырос в горных районах Закамны и к охоте приобщился с малых лет. Мой отец был табунщиком и в теплое время года мы жили на летнике, практически в лесу. Охотились на зайцев, уток, рябчиков, куропаток, глухарей, косуль. Когда я учился в 5 классе, отец собрался в райцентр на Сурхарбан. Я стал проситься с ним, но отец отказал мне. Чтобы успокоить меня, сказал: «Хочешь на охоту? Бери ружье и иди». Мою обиду как рукой сняло, ведь я давно мечтал поохотиться, как взрослый охотник. Отец дал мне малокалиберную винтовку, и около полудня я в одиночестве ушел в лес по знакомой с детства тропе.
В пяти километрах от летника, около горной реки, находились солонцы, куда любили приходить косули. Я затаился среди камней и стал ждать. Через час с той стороны реки показались две косули, и у меня, несмотря на жару, еще больше разгорелось лицо от волнения. Они попили воды и стали переходить реку. Я вскинул ружье, взял одну из косуль на мушку и стал ее на ней держать. А вторая все стояла на берегу, не решаясь войти в воду. Когда моя косуля подошла достаточно близко, я не выдержал и выстрелил. Когда выбежал из-за камней, косули уже исчезли. «Смазал! — в отчаянье подумал я. — Как же я мог!». Вдруг на берегу я увидел кровь, а через несколько метров нашел убитую косулю. Она была достаточно крупная, и одному мне было ее не утащить. Тогда я не знал, что дичь нужно потрошить, а просто взял нож, отрезал ей заднюю ногу вместе с кожей и понес домой. Перед самым домом вспомнил, что отец возвращается с охоты поздно, и, чтобы во всем быть, как взрослый охотник, забрался в кусты и стал ждать сумерек. Там, неожиданно для себя, уснул.
Проснулся я, когда женщины собрались уже на вечернюю дойку. «Ну, — думаю, — пора». Когда зашел домой, то небрежно бросил свою добычу на стол. «Что это такое?» — спросила мать. «Косуля, — важно ответил я, — остальную часть я накрыл рубашкой и спрятал в лесу». После моих слов поднялся такой хохот, что я смутился. «Где ты стрелял?» — спросил отец. Я все подробно ему рассказал. Назавтра утром мы поехали на солончаки на двух лошадях и забрали добычу. После этого случая по всей деревне прошла молва, что я хороший охотник, и я брал ружье уже без спроса отца.
— И не страшно было в лесу одному?
— Однажды во время сенокоса я опять пошел на охоту один и заблудился. До самой ночи плутал, а когда стало совсем темно, сел под большим деревом, положил перед собой ружье и стал ждать рассвета. У меня не было спичек, и я натерпелся страху. Ночью ко мне подошел медведь, и я от страха чуть не выстрелил в него. К счастью, оказалось, что медведь мне только почудился.
Уснул я только под утро, а проснулся от рева гурана, который во время гона лает, как собака, призывая косулю. Я его подстрелил, выпотрошил и поволок на ремешке от ружья, как бурлаки на Волге. Уж очень мне было жалко бросать такую знатную добычу. Я сориентировался по солнцу и пошел, как оказалось, в правильном направлении. К полудню я забрался на обоо, сопку, где совершаются молитвы, и там уже понял, куда мне нужно идти. Тут я услышал лай своей собаки и увидел, что мой отец едет ко мне на коне. Родители волновались за меня, и он поехал меня искать. «Страшно было?» — спросил меня отец. «Нет», — гордо ответил я, ведь с самого детства был немного артистом.
— Вы занимались охотой, когда стали взрослым?
— В 1975 году, после окончания Дальневосточного института искусств, наши аксакалы, народные и заслуженные артисты СССР и России Содном Будажапов, Федор Сахиров, Сундуп Рабсалов, Петр Николаев, стали брать нас на охоту. Все они были заядлыми охотниками, у всех были ружья. Когда мы пришли в театр, они обрадовались: «Гонщики приехали!». В октябре, когда начался сезон охоты, мы поехали в охотничье угодье в районе села Ключи и поселка Оронгой, которое было закреплено за нашим театром. За право охоты в этих местах мы платили небольшую сумму и делали работу, которую нам давал егерь. Например, установить кормушки, убрать территорию, обновить зимник, наколоть дров.
У егеря взяли разрешение, лицензию на охоту, отметились. Мы, молодые артисты, были гонщиками, а наши маститые актеры стояли на «номерах». Обычно нас, гонщиков, высаживали с одной стороны горы, а автобус ехал дальше и огибал гору. С той стороны горы были расположены «номера», с которых ведется стрельба. В назначенное время мы начинали гнать зверя, у каждого гонщика был свой участок гона, как у каждого стрелка свой участок обстрела. Через определенное время, обычно через 15—30 минут, поднятый или вспугнутый нами зверь появлялся в районе «номеров». И наши аксакалы стреляли по нему.
Было очень обидно, когда они мазали, ведь для того, чтобы подогнать к ним добычу, мы, запыхавшись, бежали в гору, а потом с горы, преодолевая всяческие препятствия, через кустарники и косогоры. Мы иногда «выражались» по поводу их промахов, но только очень тихо. Наши заслуженные артисты чувствовали свою вину и говорили: «Ну ничего, ничего. Идите. В следующий раз мы обязательно попадем». И автобус опять отвозил нас к началу загона.
— А как проходила утиная охота?
— Охота на уток разрешалась с 1 мая. Тогда на озерах начиналась настоящая пальба. Я обычно охотился между двумя озерами за Оронгоем на уток, которые летели с того или другого озера. Стрелял влет. Утки падали на подтаявший снег или прошлогоднюю траву, и в открытой степи их очень легко было подбирать. За один раз обычно добывал пять или шесть уток. Еще мне очень нравилась охота на глухарей. В конце мая ранним утром или поздним вечером мы шли на глухариный ток, где собирались глухари. В это время суток глухари начинают токовать и ничего не слышат, а в другое время к ним практически невозможно подобраться. Зимой охотились на зайцев.
— Что нужно знать начинающему охотнику?
— Нужно помнить, что ружье — это не игрушка, нужно быть очень внимательным при обращении с ним. Всегда лучше лишний раз проверить магазин. Необходимо также соблюдать технику безопасности на охоте и внимательно слушать инструктаж, который дает опытный охотник. Категорически нельзя своевольничать. А вообще, если хочешь заняться охотой, конечно, нужно обратиться в Общество охотников и рыболовов. Там тебе дадут нужные рекомендации по получению лицензии и разрешения. Ходить в лес без разрешения и с незарегистрированным ружьем себе дороже. Все равно тебя когда-нибудь поймают. Кроме того, постоянно будешь находиться в напряжении и не получишь никакой радости.
— А какую радость получаете вы?
— Когда получишь разрешение, то смело идешь в лес и получаешь удовольствие от охоты, от свежего воздуха, от природы. Даже если охота прошла неудачно, все равно кругом слышны шутки, прибаутки, смех, все обсуждают, кто и как стрелял, кто промазал. Все факты преувеличиваются не менее чем в три раза. А уж если все прошло удачно, то тут вообще начинается праздник! Поляна накрывается по полной программе, все радуются добыче и ждут-не дождутся, когда ее приготовят. Охота очень помогает отвлечься от повседневной суеты, это прекрасный отдых.
Общество
1714
Охота Олега Бабуева
Известный юморист Бурдрамы добывает по шесть уток за один раз