Общество
1637

Таможня дает «добро»

и наносит государству серьезный материальный и моральный ущерб

Пресловутый «человеческий фактор»
в виде халатности сотрудников Наушкинской таможни стал причиной недополучения государственной казной почти полутора миллионов рублей. В другом случае был подорван авторитет государственной службы перед иностранцами, что Уголовным кодексом РФ трактуется как более тяжкая вина




8 декабря Бурятской транспортной прокуратурой в суд Кяхтинского района было направлено уголовное дело против таможенного инспектора железнодорожного пункта пропуска «Наушки» Синицына. Ему предъявлено обвинение по статье «Халатность» Уголовного кодекса РФ, из-за чего бюджет недополучил более 700 тысяч рублей. Аналогичное должностное преступление вменяется в вину его коллеге Цыреновой, уголовное дело в отношении женщины пока еще в суд не передано в силу объективных причин. На стадии расследования в прокуратуре Кяхтинского района находится еще два дела против другого таможенника, Дорофеева, — по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Служебный подлог».
Таможенных инспекторов Синицына и Цыренову объединяет не только статья УК РФ, по которой им предъявлено обвинение, но и наименование товара, за который суммы платежей могли бы быть значительно больше. Это были насосно-компрессорные трубы, которые поступали в Россию из Китая четырьмя партиями.
Первая партия этих труб была 16 июня 2005 года, принимала ее Цыренова. Подобный товар впервые проходил через бурятскую таможню, рассказывает Станислав Бурлаков, старший следователь Бурятской транспортной прокуратуры.
Процедура декларирования производится в соответствии со специальной документацией, утвержденной постановлением правительства РФ. В ней каждому наименованию присвоен отдельный код, исходя из которого рассчитывается ставка таможенной пошлины. В данном случае таможенный брокер заявил код, согласно которому ставка платежа составляла пять процентов от стоимости товара. В обязанности Цыреновой как инспектора входила проверка декларации на предмет ее соответствия. В частности, обязательно было наличие сертификата заводских испытаний от предприятия-производителя. Некий документ присутствовал, но на английском языке. Как впоследствии выяснилось, сертификат был не тот.
— Она сама английским не владеет в достаточной степени, но это ее не оправдывает, — комментирует Станислав Бурлаков. — Она была обязана либо потребовать от декларантов перевода этих документов, либо принять меры к переводу самой, для этого имеются специальные переводчики. Есть масса способов — назначить экспертизу, написать разные запросы. Однако она ничего этого не делает, соглашается с данным кодом и в течение пяти-шести часов товар уходит в свободное обращение. Часть, насколько я знаю, ушла в Чечню, часть — в Нижний Тагил или Тюмень.
Таким же образом через руки Цыреновой проходят еще две партии этих труб в июле. Последнюю, четвертую, 31 августа пропускает Синицын. Пакет документов на вышеописанный товар без претензий проходит вторичный контроль в ноябре-декабре 2005 года, и только в апреле 2006 года обнаруживается нарушение.
Происходит это в ходе электронного мониторинга, проведенного Сибирским таможенным управлением в Новосибирске. Выявляется, что требуемый сертификат заводских испытаний отсутствует, код декларантом не подтвержден. И, соответственно, объем таможенных пошлин должен был составить не пять, а 15 процентов от общей стоимости товара. Сумма недополученных доходов в случае с Цыреновой была исчислена в размере 654 тысячи 235 рублей. Синицын «упустил» 707 тысяч 345 рублей.
Уголовный кодекс РФ трактует деяния таможенников по части 1 статьи 293 как «халатность», что в случае причинения крупного ущерба наказывается штрафом в размере 120 тысяч рублей либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.
Дело Синицына уже передано на рассмотрение в суд Кяхтинского района, дело Цыреновой пока нет.
В настоящее время Кяхтинской прокуратурой расследуется дело в отношении еще одного сотрудника Наушкинской таможни Дорофеева. Его правонарушение состоит в том, что при прохождении через границу груза, принадлежащего гражданке Монголии, вместо одного наименования товара в приходном ордере им был оформлен другой. Просто затем, чтобы облегчить расчет таможенной пошлины. В данном случае опять роль сыграл «человеческий фактор» — дело было под конец рабочего дня.
Дорофеев подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями 286 и 292 УК РФ «Превышение должностных полномочий» и «Служебный подлог», что чревато лишением свободы на срок до четырех лет.
Эти статьи расцениваются законом как более тяжкие, поскольку речь идет о подрыве доверия к государственным органам и, соответственно, наносится ущерб авторитету самого государства, тем более в глазах подданных другой страны, прокомментировал заместитель прокурора Кяхтинского района. Поэтому в виде наказания предусмотрено в том числе и реальное лишение свободы.
Но, возможно, оно будет условным, как в случае с Александром Макаровым, бывшим начальником железнодорожного пункта пропуска «Наушки», приговор суда в отношении его по статье 286 УК РФ недавно вступил в силу. Александр Макаров приговорен к трем годам лишения свободы условно, к двум годам испытательного срока с лишением права занимать свою должность.

Фамилии обвиняемых изменены.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях