Эта мысль стала главной в интервью, которое главный контрразведчик Бурятии дал накануне профессионального праздника сотрудников Федеральной службы безопасности России
— Анатолий Иванович, угроза терактов, насколько она реальна для провинции?
— Успокаиваться нельзя ни в коем случае! Вы в курсе, что участники нападения на Назрань были задержаны в Читинской области? Что омскими чекистами недавно была раскрыта конспиративная квартира, где проживали выходцы из кавказского региона. Были изъяты пояса шахидов, взрывчатка, оружие, хотя удаленность от федерального центра большая. Недавно директор Николай Платонович Патрушев поставил перед нами новую задачу: в последнее время поступила информация о том, что террористы намереваются совершить ряд терактов в других субъектах РФ, независимо от их удаленности. Этот вопрос по-прежнему актуален. У нас он усугубляется ситуацией в Гусиноозерске. Мы вместе с МВД изымаем достаточно большое количество взрывчатки. Только 30 ноября на территории земельного участка одного из частных домов было обнаружено 296 артиллерийских снарядов калибра 122 мм и 32 взрывателя. 9 декабря в Гусиноозерске же было найдено в котловане около 600 снарядов различного калибра с остаточным содержанием взрывчатых веществ. И следует учитывать, что одно дело, когда снаряды собирают на сдачу металла, и совсем другое, когда, как в прошлом году в Кяхте, было изъято достаточно большое количество тротила — он уже не идет в лом, это боевое вещество.
— Органы местного самоуправления работают с вами в тесном контакте. Никаких трений не возникает?
— У нас работает оперативный штаб, на который возложен анализ оперативной обстановки, выявление возможной угрозы, в том числе террористического плана. В этой связи хотелось бы отметить, что многие не имеют понятия, как проводятся некоторые мероприятия. Вот на прошлой неделе директор котельной в Северобайкальске устроил, так сказать, учения. Взял учебную противопехотную мину, положил под котел и вызвал милицию. Те сразу сообщили нашим сотрудникам, все сразу бросили всю работу. Поехали, оцепили весь район, начали обыскивать, привлекли саперов и т.д. А когда начали разбираться, он говорит: а я просто хотел проверить боеготовность! Сейчас он будет привлекаться к уголовной ответственности.
— У нас в республике имеется чеченская диаспора. В связи с антитеррористическими задачами осуществляется ли какой-нибудь контроль? Тот же вопрос и по поводу уроженцев Грузии в свете последних политических осложнений?
— Я сторонник нормальных человеческих отношений. Мы проводили встречи с главами диаспор, находим взаимопонимание. Мы не хотим, чтобы у нас были какие-то вопросы, связанные с межнациональной рознью. Хотя возникала одна неприятная ситуация, когда в Кяхту в одно из подразделений приехали служить сразу 18 дагестанцев и начали подминать под себя людей. Мы совместно с командованием разобрались. Выяснилось, что они совершали преступления, дошли до того, что начали вымогать заработную плату у офицеров. Руководители этой преступной группировки были привлечены к уголовной ответственности. Любой, кто попадется на противоправных действиях, независимо от вероисповедания и национальности, будет отвечать по закону.
Мы в прошлом году выявили одного изменника, из числа бывших военнослужащих РА, он перешел на сторону боевиков, потом скрылся на территории республики. Его нашли, передали в военную прокуратуру в Грозный.
— Пограничное положение Бурятии насколько серьезно сказывается на работе вашего управления?
— Государственная граница с Монголией у нас составляет 1133 км. На этом участке, конечно же, совершаются преступления, в т.ч. контрабанда. Большую проблему представляют факты угона скота, как и в Тыве. Угоняют и наши, и монголы. В ноябре этого года я был руководителем делегации ФСБ России в Монголии, с рабочим визитом мы посещали Улан-Батор и проводили совещание с главным разведуправлением РМ. Был подписан меморандум о взаимодействии. Кроме того, мы регулярно проводим мероприятия по пунктам перехода границы, задерживаем и наших, и монгольских граждан с наркотиками. Еще одна проблема, с которой приходится бороться, — угроза незаконной миграции.
— Вопросы экономической безопасности, борьба с коррупцией — в какой степени этим занимается ФСБ?
— В этом году пресечена деятельность международной преступной группы, специализировавшейся на незаконном приобретении и поставках природного золота из Республики Бурятия в Москву, у одного из лидеров которой гражданина Армении изъято 18,8 кг природного золота на сумму 8,7 млн. рублей. Следственным отделом управления возбуждено уголовное дело. Пресечен канал незаконной поставки золота в Новосибирск, организованный выходцами из Закавказья, у которых изъято 2,2 кг золота на сумму 2,028 млн. рублей.
Не менее важной задачей нашей деятельности является борьба с коррупцией. Уголовные дела по линии обеспечения экономической безопасности есть в производстве управления. Есть компрометирующие материалы в отношении высокопоставленных чиновников различных уровней, но пока в отношении их не вынесено судебных решений, я не имею права говорить о них. Скажу откровенно, что верность закону, работа только в правовом поле для сотрудников ФСБ не пустая фраза.
Общество
1914
Глава УФСБ России по РБ: «Успокаиваться нельзя»
По последним оперативным данным, террористы устремляются в дальние регионы России, предупреждает Анатолий Митин