Общество
1872

Будет ли в новом году альтернатива «Американскому пирогу»?

Бывшие члены «Фокуса», клуба интеллектуального кино, надеются возродить его в Улан-Удэ

Недавно в конференц-зале Национальной библиотеки яблоку негде было упасть. В рамках Недели современного альтернативного польского кино в Улан-Удэ демонстрировался фильм под названием «Порнография». Понятно, что студентов, коих среди зрителей была львиная доля, привлекло многообещающее название картины



Организаторы фестиваля, члены польского сообщества «Наджея», были очень рады столь живому интересу к их мероприятию. Однако уже на тридцатой минуте некоторые молодые люди стали покидать зал. Порно они не увидели, а понимать пессимистическое видение человека, мечущегося между богом и молодостью, оказалось слишком заумным и скучным занятием.
Преподаватель БГУ полька Барбара Кнапик, весь фильм с напряжением вглядывавшаяся в каждый новый кадр, осталась разочарованной реакцией публики.
— Я думала, что смотреть интеллектуальное кино престижно для молодых. По крайней мере, так происходит на Западе. А здесь какое-то равнодушие, — говорит Барбара.
— Показы альтернативного кино шли, увы, не на широком экране, а в зале библиотеки — ни один кинотеатр города не согласился выделить для некассового кино свои помещения и сеансы, заломив очень высокую цену за аренду, — говорит Мария Иванова, одна из организаторов культурной акции.
Местные кинопрокатчики заинтересованы только в коммерческом продукте. Как выяснилось, альтернативное кино, конечно, предлагается владельцам кинотеатров на кинорынках, но остается невостребованным.
В последние годы умное кино эпизодически появляется в нашем городе. Так, в прошлом году представителями линии «Другое кино» была предпринята попытка провести кинофестиваль «Великий немой» и показать в Улан-Удэ уникальные картины с участием Веры Холодной. Правда, организаторам творческой акции не удалось уговорить на это ни одного ответственного кинопрокатчика. В результате акция прошла в урезанном варианте в зале ночного клуба.
А ведь когда-то это было очень популярным в нашем городе. В начале 90-х именно в Улан-Удэ действовал самый крупный в СССР клуб интеллектуального кино «Фокус». Он был детищем Анатолия Петровича Майорова, блестящего киноведа, преподавателя БГУ, к сожалению, уже ушедшего из жизни.
Как вспоминает Олег Аюрзанаев, единомышленник и друг Майорова, под альтернативное, полулегальное кино выделялся огромный зал главного кинотеатра города. В «Прогрессе» улан-удэнцы имели возможность увидеть «Имя Розы» Умберто Эко, «Восемь с половиной» Федерико Феллини, спорили о полузапрещенных фильмах Киры Муратовой и Андрея Тарковского. Тогда впервые широкой улан-удэнской публике предстали японские образы «Семи самураев», были показаны «Репетиции оркестра», «Ночной портье», «Комиссар» и другие мировые шедевры киноискусства.
Именно в «Фокусе» публике смогли объяснить, что же по-настоящему представляет из себя философский, а не эротико-порнографический японский фильм «Империя чувств», ставший шоком для многих зрителей.
В те времена в наш город на некоторые показы специально приезжали известные кинокритики страны, а консульства европейских стран с большим желанием предоставляли нашему хорошо зарекомендовавшему себя киноклубу дорогостоящие кинокартины с завидной периодичностью.
— Ужасает, что сегодня наши городские кинотеатры превратились в слепых проводников западного коммерческого кино со своей инфраструктурой — кафе, игровыми комнатами. Печально то, что многие российские фильмы лишь бледно копируют американское кино. Поэтому крайне нужны кинозалы с серьезным отечественным кинематографом и мировыми шедеврами, — считает Аюрзанаев.
Конечно, людей, приходящих смотреть альтернативное кино, не может быть много. Но они в нашем городе есть. Возможно, уже в следующем году бывшие члены «Фокуса», а ныне участники творческой группы «Сибирский постмодерн» осуществят идею Анатолия Майорова о проведении в Улан-Удэ кинофестиваля «Лики любви» на тему «Психоанализ в кино».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях