Проблема невозвратов выдаваемых розничных ссуд гражданам буквально за каких-то полгода стала головной болью для большинства коммерческих банков
Процесс пошел
Если еще в середине 2006 года банкиры дружно утверждали, что рынку потребительского кредитования ничего не угрожает, то к концу года тон их высказываний резко изменился. Несмотря на то что всевозможные риски кредитные учреждения с запасом вкладывают в проценты, доля так называемых «плохих долгов» достигла критической отметки в 10—15 процентов. Именно этот рубеж обычно свидетельствует о начале острой фазы «болезни невозвратов».
В абсолютном большинстве представленных в республике коммерческих банков с проблемами неплательщиков пока предпочитают бороться собственными силами. В службах и отделах безопасности создаются специальные группы, которые работают с должниками после того, как те внесены в «черные списки».
Начинается все с элементарной процедуры рассылки письменных уведомлений о просрочке очередного платежа и звонков домой и на работу. В 60 процентах случаев этой меры бывает обычно достаточно, чтобы «забывчивый» клиент поспешил в операционную кассу. В отношении тех, кто пропустил второй или третий платеж, предпринимаются меры другого порядка. Сотрудники банка выезжают к ним по месту жительства для разъяснения ситуации и объяснения юридических последствий невозврата кредита. Такой профилактической беседы для еще 20—25 процентов недобросовестных заемщиков бывает достаточно, чтобы принудить их к выполнению обязательств перед кредитным учреждением.
И лишь оставшиеся 10—15 процентов заемщиков с большой долей вероятности реально не могут или не хотят исполнить взятые на себя обязательства. В их числе могут оказаться как люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, так и откровенные мошенники, никогда не собиравшиеся возвращать свои долги. Хотя с точки зрения действующего законодательства между ними нет большой разницы.
— Бывшая жена уговорила взять в кредит 30 тысяч в местном отделении Сбербанка, — говорит житель Кяхты Алексей Филимонов. — Поскольку речь шла о сравнительно небольшой сумме, а деньги были нужны для продолжения образования дочери, я согласился. Так получилось, что сразу после этого сначала потерял работу, а потом похоронил отца. В поисках работы уехал в Улан-Удэ, а в это время к жене стали регулярно наведываться крепкие ребята в камуфляже и грозить неприятностями в случае непогашения кредита. Но я ведь не отказываюсь, дайте только время!
По закону и по понятиям
Коммерческие банки, занятые в сфере потребительского кредитования, уже не первый год ожидают принятия федерального закона о банкротстве (несостоятельности) физических лиц. Как это ни удивительно, но в его принятии должны быть заинтересованы прежде всего дисциплинированные заемщики. Юридическое оформление процедуры признания финансовой недееспособности отдельных граждан позволит «разрулить» нынешнюю ситуацию, когда все риски банка изначально закладываются в кредитные договоры. К мелким мошенникам, которые используют подложные документы для получения займов по так называемому экспресс-кредитованию, это не относится. Такого рода клиентурой занимаются прежде всего правоохранительные органы.
А вот в отношении законопослушных граждан, в силу каких-то причин не сумевших соблюсти условия стандартных кредитных договоров, банки в большинстве случаев идут навстречу. Около 40—60 процентов пени и других просроченных задолженностей, например, в «Азиатско-Тихоокеанском банке» и «Восточном экспресс-банке» (которые сравнительно недавно появились в Улан-Удэ), списываются если не в местных филиалах, то после рассмотрения в главных офисах в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Были бы соответствующие заявления.
Далеко не все заемщики готовы воспользоваться возможностью «финансовой амнистии». Хотя процедура работы с недобросовестными клиентами начинается буквально после первой же просрочки очередного платежа, примерно каждый двадцатый должник предпочитает довести дело до суда.
— Вот уже в течение года мы пытаемся добиться погашения кредита на сумму 50 тыс. рублей от бывшей работницы Гусиноозерской ГРЭС Галины Занхоевой, — говорит сотрудник службы безопасности Байкальского банка Сбербанка РФ Николай Исаков. — При оформлении займа вопросов о платежеспособности клиента не возникло. Но в последующем она уволилась с предприятия и за короткое время трижды разменяла квартиру. Понятно, что даже с помощью правоохранительных органов найти координаты человека без постоянной регистрации сложно. Теперь все претензии обращены к поручителю кредита.
Здравствуйте, я ваш коллектор...
В тех случаях, когда возврат долгов для кредитных учреждений становится проблематичным (а этот срок по мировой практике ограничен примерно тремя месяцами), в дело обычно вступают так называемые коллекторские бюро или агентства. Так на американский манер (от англ. сollection — собирание, сбор денежных средств) сегодня называют фирмы, профессионально занимающиеся взысканием задолженностей. Пока в республике услуги коллекторских агентств не слишком востребованы. С февраля 2006 года на местном рынке работают ООО «Агентство по возврату долгов», которое заключило договор с банком «Русский стандарт», частное охранное агентство по возврату долгов «Асгард». Несколько особняком стоит коллекторское агентство «АВД», созданное «Росбанком» и имеющее целых семь территориальных управлений.
— Как и другие подразделения банка, мы заключили договор с недавно созданным Бурятским филиалом Красноярского территориального управления агентства по возврату долгов, — говорит начальник службы безопасности Бурятского отделения «Росбанка» Олег Семенов. — Пока о практических результатах сотрудничества говорить преждевременно, но обычно эффективность работы таких специализированных организаций значительно выше. Да и имеют дело они, как правило, с самыми тяжелыми случаями.
Директор местного филиала «АВД» Александр Манзаров видит за коллекторскими бюро и агентствами большое будущее. Согласно имеющейся статистике, специалисты-коллекторы в каждом втором случае добиваются результата и возврата даже самых тяжелых долгов. Причем действуя исключительно в рамках закона.
Время — деньги
Обычно от начала действий по возврату займов до подачи банком искового заявления в суд проходит не менее 5—6 месяцев. Но и этого времени некоторым клиентам не хватает, чтобы хотя бы попытаться «пойти на мировую».
Сначала люди попросту не придают значения некоторым пунктам подписываемых договоров о размерах штрафных санкций в случае несвоевременного внесения средств. По общепринятой нынче «моде» в текстах банковских документов они набираются самым мелким шрифтом и могут колебаться от 2 и до 4,5 процента за каждый день просрочки очередного платежа. При сумме платежа в 3—5 тысяч рублей в месяц (наиболее распространенная схема при рассрочке в год-полтора) за неделю набегает вполне приличная сумма, исчисляемая несколькими сотнями рублей.
Затем они не обращают внимания на многочисленные уведомления, которые поступают сначала по почте, а потом вручаются из рук в руки. А в результате после соответствующих судебных решений в дело вступают приставы, которые имеют право наложить арест на имущество со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, это наиболее печальный сценарий развития событий, которого можно избежать. Так же, как и появления на пороге своей квартиры вооруженного Административным кодексом коллектора или судебного пристава с исполнительным листом в руке.
По этическим соображениям имена заемщиков изменены.
Цифры говорят
* Объем выданных по стране потребительских кредитов превысил в 2006 году 600 млрд. рублей. По данным Romir monitoring, за последний год каждый четвертый россиянин воспользовался потребительским кредитом.
* За полгода просроченная задолженность по розничным кредитам выросла на 40 процентов. В среднем каждый россиянин задолжал банкам 266 $ при среднемесячной зарплате 300 $.
* В целом сумма просроченных платежей коммерческим банкам достигла 30 млрд. рублей (Интерфакс-ЦЭА).
* Кредитная политика коммерческого банка считается рискованной, если объем средств, идущих на потребительское кредитование, составляет более 75 процентов его активов. Из филиалов, работающих в республике, по данным агентства «Русрейтинг», в этот перечень попадает банк «Русский стандарт» (84 процента).
* Массовый невозврат потребительских кредитов (до 30—35%) обычно влечет за собой банкротство коммерческих банков и обвал финансовых рынков государства.
Несколько советов начинающим должникам:
* Не избегайте контактов с представителями банка-заемщика. В 90 процентах случаев конфликт можно решить на ранней стадии.
* Большинство коммерческих банков охотно идут на реструктуризацию долга, дисконтирование штрафов и даже частичное или полное списание набежавших процентов и пени. Последнее возможно, если причина просрочки достаточно серьезна.
* Если уж вы подписали график погашения задолженности или мировое соглашение, то старайтесь впредь не допускать их нарушения. В противном случае снисхождения ждать больше не придется.
* Не пытайтесь погасить просроченные кредиты за счет новых — лучше попробовать занять у друзей и родственников. В этом случае с вас хотя бы процентов не потребуют.
* В списке обязательных выплат расчеты по кредитам переместите (если вы до сих пор этого не сделали) на одно из первых мест в семейном бюджете.
* Ни при каких обстоятельствах не отказывайтесь (хотя бы на словах) от своих долгов. Это поможет выиграть какое-то время для решения ваших финансовых проблем.
* Если дело все-таки дошло до суда, лучше все вопросы («ценой» не дороже 30 тыс. рублей) с кредитором решить у мирового судьи.
* Не стоит просить судебных приставов о гуманности — на этой стадии конфликта такие доводы уже не действуют. Делать это нужно было раньше (см. п. 1).
Общество
1789
«Болезнь невозвратов» лечат все более радикальными способами
Даже небольшая просрочка платежей по потребительскому кредиту гарантирует должникам неспокойную жизнь