Первыми вольнонаемниками были бродячие солдаты-ландскнехты, которые нанимались на службу к феодалу или монарху ради материальной выгоды и имели право уйти, если другой предложит больше звонких монет
Сегодня фрилансер (от английского freelancer — внештатный работник) — человек, не связанный с работодателем трудовыми отношениями, а точнее — записями в трудовой книжке. Такое сотрудничество имеет как свои плюсы, так и минусы
Фрилансеры от оппозиции
«Нищий, запуганный, полусумасшедший, Быковер топтался в редакционных холлах. Писал грошовые информации на редкость убогого содержания, — писал Сергей Довлатов в повести «Компромисс» об одном из внештатных авторов газеты «Советская Эстония». Не секрет, что во многих печатных изданиях основное количество материалов поступает от «ландскнехтов пера», людей, пишущих за гонорары. Однако и другие специальности позволяют быть «вольным копьеносцем»: адвокатура, транслейтинг, фотодело, дизайн, в том числе и веб-дизайн, программинг, в какой-то степени вообще все индивидуальное предпринимательство. Да и многие творческие люди не зависят от определенного места работы. К примеру, небезызвестный в музыкальных кругах Угол — Алексей Фишев, отец улан-удэнского панка, ныне покойный, никогда нигде официально не работал.
Правда, в советское время таких людей могли привлечь за тунеядство, поэтому многие из них имели формальную запись в трудовой книжке или даже работали, как Виктор Цой в кочегарке. Сейчас, к счастью, статью за «паразитический образ жизни» отменили.
В этом году фотохудожник и с недавних пор режиссер Александр Хантаев отмечает десятилетие своего фрилансерства. С 1996 года трудовая книжка Александра пылится где-то дома и ее владелец о ней и не вспоминает.
— Намного приятнее быть свободным и не зависеть от какого-то начальника. При этом делать только то, что мне нравится. Стабильности, конечно, иногда не хватает. И отпуска нет, и больничных оплаченных… Но когда появляется очередной заказ, это становится неважным, — говорит Александр.
К тому же свобода дает возможность Хантаеву путешествовать и значительно расширить горизонты своей работы. К нему поступают заказы из Украины, Москвы и Америки, что не было бы возможно, будь Александр привязан к постоянному месту работы в Улан-Удэ.
Доржо Дугаров, ныне ушедший в свободное плавание индивидуальной трудовой деятельности, прежде был инженером одного из структурных подразделений ЮКОСа.
— Работа была интересная, высокооплачиваемая, мне нравилась, — вспоминает Доржо.
Однако в 2003 году он ушел в длительный отпуск по болезни, а когда вернулся, компанию лихорадило из-за дела Ходорковского. Доржо уволился и стал заниматься предпринимательством в сфере высоких технологий. В ней сейчас очень многие работают через Интернет. С заказчиками можно общаться по электронной почте и телефону, гонорары получать на счет в банке или разными способами переводов. Кроме того, молодого человека потянуло в политику, он вступил в партию «Яблоко», где сейчас занимается делами молодежной фракции.
— Будучи наемным менеджером, я не мог соваться в публичную политику, поскольку считаю себя оппозиционером действующему режиму. Занявшись собственным бизнесом, я могу уделять этой деятельности больше времени, — считает Доржо.
Он сам вносит деньги в Пенсионный фонд, но жить на одну пенсию не собирается, считая, что в старости ему вполне хватит накопленного капитала. Но чтобы его заиметь, фрилансеру надо много работать.
— То, что ты, официально нигде не числясь, можешь лежать на печи и ничего не делать, — иллюзия, — считает Доржо. — Ведь в этом случае за себя отвечаешь только ты и никто другой, поэтому иногда приходится трудиться до поздней ночи.
«Я свободен — я забыл, что значит страх»
Избавиться от придирок начальника, ощутить вкус свободы — заветная мечта многих. Практически все фрилансеры единодушны в том, что в отличие от штатных сотрудников они избавлены от многих малоприятных моментов организации рабочего процесса. Внештатнику нет необходимости подниматься в несусветную рань, тратить уйму времени на дорогу и с 9 часов утра демонстрировать бешеную работоспособность, когда на самом деле еще окончательно не проснулся. Общеизвестно, что у каждого человека есть свой собственный внутренний ритм, у многих период активности начинается только после полудня. Фрилансеру неведом страх увольнения. Перестановки в руководстве грозят как максимум потерей одного источника дохода. Как правило, большинство из них работает не с одним заказчиком. Фрилансер всегда может сотрудничать с несколькими работодателями. Большинство так и поступает. Несколько потоков работы возвращаются несколькими финансовыми потоками. При правильном подходе к делу фрилансер всегда может добиться заработка более высокого, чем у своего коллеги, привязанного к одному месту работы. Держать нос по ветру «вольному копьеносцу» нередко значительно легче, чем обычному работнику, чья загруженность часто не зависит от него самого.
Жизнь без кредитной истории
Отсутствие постоянного места работы, стабильной заработной платы, разного рода социальных благ — обратная сторона свободы. Вряд ли фрилансеру удастся получить кредит в банке, а если он вдруг захочет стать штатным работником, может выясниться, что у него не хватает стажа, хотя, казалось бы, он все это время занимался трудовой деятельностью.
Кроме того, на фрилансере лежит ответственность за весь цикл работы. «Рабочая жизнь» его складывается из двух частей: поиск заказа и его выполнение. Конечно, у опытного «свободного художника» поиск занимает меньше времени, однако он остается обязательным элементом производственного процесса. Проблема состоит в том, что источник работы рано или поздно иссякает. Еще одним «но» является нестабильность заработка. Конечно, фрилансер со стажем всегда планирует свои доходы с учетом конъюнктуры, понимание которой приходит с опытом. Вначале же могут быть «провалы», особенно у тех, кто не позаботился о запасных вариантах. В отличие от людей, занятых на постоянной работе, фрилансер получает деньги, как правило, только после выполнения заказа. Существенным моментом является возможность обмана. Случаи, когда работодатели полностью игнорируют оплату труда, редки. Чаще они уменьшают размер гонорара, зная, что фрилансеру легче согласиться на это, чем спорить. Преимущество, с легкостью оборачивающееся недостатком, — ненормированный рабочий день. Хотя вставать рано утром фрилансер не обязан, ему нередко приходится проводить за работой целый день. К тому же пребывание дома родственники воспринимают как отдых. А потому на первых порах придется терпеть отношение к себе как к отдыхающему.
Но самым коварным врагом фрилансера может стать собственная лень — все-таки ежедневные походы на работу мобилизуют и дисциплинируют. А когда ты сам себе хозяин, всегда может появиться искушение лишний раз поваляться на диване, чем рыскать в поисках новых заказов.
Общество
1704
Я свободен, словно птица..,
или Почему некоторые предпочитают не иметь постоянного места работы