Общество
2794

«Останки Шандора Петефи» вернутся на баргузинское кладбище

И, наконец, в этой почти двадцатилетней истории будет поставлена точка

Эксгумированные на старом баргузинском кладбище останки, которые поначалу приняли за прах великого венгерского поэта Шандора Петефи, будут возвращены на родной погост. Российские, венгерские и американские ученые пришли к выводу, что останки принадлежат женщине европеоидного типа



Когда все выяснилось, администрация Баргузинского района обратилась с просьбой к венгерским властям о возвращении их на прежнее место.
На днях известный бурятский краевед Эдуард Демин получил по электронной почте из Венгрии письмо от Ласло Ковача, заместителя директора Института археологии Венгрии, о том, что Комиссия национального пиетета согласна вернуть в Россию останки со старого баргузинского кладбища. Осталось решить вопрос с Министерством иностранных дел Венгрии, после чего прах неизвестной женщины найдет упокоение на родной земле.
Началась эта история по инициативе венгерского предпринимателя Ференца Морваи, когда в поселке Баргузин были произведены раскопки на кладбище. Там похоронены декабрист Михаил Кюхельбекер, Зенон Сватош, один из основателей Баргузинского заповедника, народовольцы и многие другие известные люди. Г-н Морваи, собираясь участвовать в выборах в парламент страны, затеял сенсационное исследование.
Как раз в это время, в 1989 году, исполнилось 140 лет со дня гибели при битве под Шегешваром (Венгрия) великого венгерского поэта Шандора Петефи. Началась выборная кампания, и Ференц Морваи, владелец фирмы «Мегаморф», играя на патриотических чувствах своих соотечественников, добился в Министерстве культуры России разрешения на проведение раскопок.
Стоит отметить, что Министерство культуры Бурятии было категорически против этой акции. А Мунко Гармаев, работавший в то время заместителем председателя ВООПИК, в знак протеста даже написал заявление об уходе, потому что не было ни одного доказательства, что на баргузинском кладбище может покоиться прах певца венгерской революции. Была лишь легенда о том, что здесь похоронен некто Зандор Петрович, бывший узник Петровского Завода.

Как все начиналось
Первый визит венгерского предпринимателя в Улан-Удэ был приурочен ко дню смерти поэта. Представители Министерства культуры и Общества охраны памятников попытались выяснить, на каком основании собираются производить раскопки, но никаких материалов им никто не представил. Кроме того, не была разработана и методика раскопок, без которой их нельзя было производить, тем более что возраст захоронения всего 140 — 150 лет, а вирусные инфекции, как известно, сохраняются в земле в течение трехсот лет.
Несмотря ни на что, Морваи нашел в Бурятии единомышленников, которые горячо его поддержали, и вместе с ними рьяно принялся за дело.
Всего было вскрыто 29 могил в центральной части баргузинского кладбища (оно состоит из трех частей: православной, еврейской и инородческой. — Авт.). В основном это оказались могилы тунгусов. Но в одной из них археологи, а в их роли выступили не только венгры, но и местное население, в том числе учителя Баргузинской средней школы, обнаружили останки человека без гроба, завернутые в какую-то ткань. Этот прах сочли по некоторым антропологическим данным принадлежащим Шандору Петефи.
— Антрополог Иштван Кисели, стоя на краю могилы, тут же объявил, что великий венгерский поэт найден, — вспоминает известный бурят­ский краевед Эдуард Демин.
Радости Морваи не было предела, не смутил его даже тот факт, что в этой же могиле, но на большей глубине находились останки еще одного человека в гробу. Кроме того, от великолепной шевелюры поэта почему-то не осталось и следа.
Предприниматель, руководивший раскопками, эксгумированные останки забрал себе. Этот факт был предан огласке. Министерство культуры Бурятии совместно с Обществом охраны памятников написали протестное письмо в Министерство культуры РФ. Те люди, которые выдали разрешение, были наказаны, но акт вандализма был уже совершен, а скелет увезли в Москву для предварительного исследования.
Профессор Алексеев, сотрудник Института археологии и антропологии, и профессор Громов, директор Института судебной экспертизы, независимо друг от друга пришли к однозначному выводу — найденный скелет не принадлежит Шандору Петефи. Они сразу предположили, что, скорее всего, это женские останки. Более того, исследования ДНК дали еще более неожиданные результаты — женщина оказалась беременной. Однако полученные результаты исследования не удовлетворили венгерского предпринимателя, и он вывез кости к себе на родину, откуда переправил их в Соединенные Штаты Америки. Выводы американских ученых оказались теми же.
И только спустя два десятилетия в истории гробокопательства на Баргузинском кладбище, похоже, будет поставлена точка.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях