На состоявшемся в минувший четверг заседании российского правительства было принято сразу семь (по числу зон) постановлений, поставивших точку в полугодовой эпопее вокруг ТРЗ. Не вызвал у министров особых вопросов и проект нормативного документа, касающийся создания особой экономической зоны в Бурятии
Первоначально постановление «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» планировалось принять еще на декабрьском заседании, но из-за возросшего числа согласований это знаменательное для республики событие произошло месяцем позже.
В заседании федерального правительства принял участие президент РБ Леонид Потапов, который в интервью ИТАР-ТАСС не скрывал своих положительных эмоций:
— Это действительно долгожданное для республики событие. Поэтому развитие ТРЗ «Байкал» станет в 2007 году для экономики Бурятии одной из главных задач. Создание зоны позволит со временем довести долю туризма и смежных отраслей в валовом региональном продукте до 26 процентов и тем самым компенсировать повышенные экологические затраты, которые сегодня несет экономика территории.
С докладом на заседании выступил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Для начала он констатировал, что развитие туризма в России по сравнению с другими странами существенно отстает. Доля отрасли в валовом национальном продукте в прошлом году составила всего полтора процента. Цель создания туристско-рекреационных зон — увеличить туристские потоки к 2016 году с нынешних скромных трех миллионов человек до десяти миллионов.
В выступлении министра привлекли внимание еще два любопытных момента. Для федерального центра стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, а к ним с полным правом можно отнести и Бурятию, не менее важно, чем собственно туристическая составляющая проектов. Поэтому выделение значительных средств из бюджета — это мера, по мнению федеральных чиновников, во многом вынужденная и связанная со значительными рисками.
В докладе Грефа был дан наконец ответ и на вопрос, почему победителями конкурса были признаны сразу несколько регионов-соседей. Оказывается, в МЭРТе посчитали, что реализацию большинства проектов целесообразно осуществлять в рамках общей концепции развития географически близких территорий. Это позволяет получить максимальный экономический эффект. Поэтому и образовались «пары» Бурятия — Иркутская область, Алтайский край — Республика Алтай.
Любопытно, что в отличие от заседаний конкурсной комиссии, где проекты защищали их непосредственные разработчики, на заседании правительства все семь проектов представлял сам Герман Греф. С указкой в руках он прокомментировал подготовленные слайды. В сообщении по ТРЗ «Байкал» министр, в частности, обратил особое внимание на основную цель создания зоны — формирование центра международного туризма на востоке страны. Из-за неучастия в конкурсе дальневосточных регионов наша зона стала самой «восточной» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Помимо всего прочего, бурятская ТРЗ была названа также одной из самых крупных по размеру предполагаемых инвестиций и безоговорочно самой крупной по площади (ближайшего «конкурента» — ТРЗ «Куршская коса» — мы превосходим более чем в десять раз. — Авт.).
Объемы бюджетного финансирования будут еще уточняться в ходе разработки и утверждения проектной документации, но основные его параметры останутся неизменными. В числе первоочередных задач, поставленных перед победителями конкурса в 2007 году, прежде всего подготовка документации по планировке территории и проведение зонирования, разработка архитектурной концепции ОЭЗ с учетом местного ландшафта и геологических условий, а также разработка концепции развития и управления и мастер-планов.
Общество
1344
Туристские зоны перестают быть «виртуальной реальностью»
Правительство РФ официально одобрило создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа