Контракт с Валерием Архиповым руководство театра расторгло спустя всего полгода с его приезда в столицу Бурятии. Причину произошедшего директор театра Петр Степанов видит в том, что не состоялся альянс главного режиссера с директором, театром и зрителями
— Главная причина — это абсолютное разногласие в репертуарной политике, — говорит Петр Григорьевич. — То, что предлагал главный режиссер, не отвечало требованиям нашего улан-удэнского зрителя.
За недолгое время службы в театре имени Бестужева новому главному режиссеру удалось поставить лишь один спектакль. Перед новогодними праздниками он начал работу над постановкой для детей «Мальчик-с-пальчик и его родители» по пьесе Михаила Бартеньева. Были задействованы два состава артистов, один из которых отказался работать с Архиповым: артисты не понимали, что от них требует режиссер. От постановки пришлось отказаться и искать альтернативу. На помощь театру пришел заслуженный артист Бурятии Сергей Васильев, поставивший сказку «Бременские музыканты», которую в дни школьных каникул посмотрело около двенадцати тысяч детей.
От постановки пьесы Аллы Соколовой «Раньше» главного режиссера отговаривали. Но, чтобы не показаться губителем творческой инициативы, директор дал добро, тем более что Валерий Архипов заверил: получится прекрасный спектакль. «Когда я увидел, как во время премьеры из зала толпами выходят зрители, мне было очень стыдно», — признается Петр Григорьевич.
Валерию Викторовичу предложили «реабилитировать» себя, отказаться от краткосрочного отпуска по семейным обстоятельствам (свадьба сына. — Авт.) и приступить к постановке спектакля «Горе от ума», над которым до этого работал московский режиссер Константинов (его вызвали во Францию для постановки фильма), либо… расстаться с коллективом.
«Другого варианта рассмотрения ситуации мне предоставлено не было, — написал в прощальном письме, адресованном артистам и другим работникам театра, Валерий Архипов. — Ситуация усугубляется проявившейся кардинальной разницей наших взглядов на развитие театра и репертуарную политику. Сказалось неприятие дирекцией премьерного спектакля «Раньше» и моих предыдущих творческих заявок. При сложившихся обстоятельствах я принял единственно правильное, как мне кажется, решение — уволиться. Это решение мне далось нелегко, но я хочу оставаться независимым, понятым и принятым в осуществлении моей творческой программы».
По мнению директора, ситуация сложная, но драматизировать ее не следует, ведь многие театры работают без главных режиссеров. С этим мнением согласен и заслуженный артист России Сергей Рыжов.
— Уходом главного режиссера в театре не сильно огорчены, — говорит Сергей Григорьевич. — Жалеют, когда видят творческое начало, а тут этого не было. Дебют главного режиссера в театре был неудачным, не с этого надо было начинать.
Чтобы восстановить свое доброе имя перед зрителями, театр ищет новую пьесу, которая была бы интересна зрителям и к тому же стала бы кассовой. Работать над спектаклем, скорее всего, будет приезжий режиссер.
В феврале будет подписан договор с Российской академией театрального искусства, в соответствии с которым Государственный русский драматический театр станет учебной площадкой академии. Раз в год РАТИ будет направлять в Улан-Удэ студента-дипломника для постановки спектакля. «Первая ласточка» прилетит в Бурятию уже в апреле.
В настоящее время ведется поиск нового главного режиссера, направлены заявки в Москву и Новосибирск, возможно, кто-то откликнется сам. Ведутся переговоры с Юрием Александровым, который в свое время был очередным режиссером в Русском драмтеатре и работал несколько лет в театре бурдрамы. Сейчас он трудится в Петропавловске-Камчатском.
Спектакль «Раньше», заявленный в репертуаре на февраль, состоится 25 февраля. Дальнейшая его судьба под вопросом.
Общество
1844
Главный режиссер театра русской драмы не угодил зрителю?
Он покинул Улан-Удэ cразу после неудавшейся премьеры