Общество
1291

Чтобы действительно наступил НОВЫЙ год!

Звонок сотового телефона раздался ранним утром. «Здравствуйте, это Ирина из Одессы. Сыну три года, у него гидроцефалия, было уже 13 операций, а сейчас в институте имени Бурденко оперировать отказались. И жизни отвели ему считанные дни. Мы вылетаем к вам в Иркутск». Голос в трубке звучал почти буднично, но не оставлял сомнений — прилетят. На вопрос: «А если трагедия случится в самолете?» тот же усталый голос ответил: «Это последний шанс, я не могу лишить его своего ребенка. Ну, а если что…». Пауза, вздох-всхлип… И телефон отключили. (Имя матери изменено).

Звонок сотового телефона раздался ранним утром. «Здравствуйте, это Ирина из Одессы. Сыну три года, у него гидроцефалия, было уже 13 операций, а сейчас в институте имени Бурденко оперировать отказались. И жизни отвели ему считанные дни. Мы вылетаем к вам в Иркутск». Голос в трубке звучал почти буднично, но не оставлял сомнений — прилетят. На вопрос: «А если трагедия случится в самолете?» тот же усталый голос ответил: «Это последний шанс, я не могу лишить его своего ребенка. Ну, а если что…». Пауза, вздох-всхлип… И телефон отключили. (Имя матери изменено).

Для Альберта Суфианова, руководителя центра малоинвазивной нейрохирургии ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН, это, можно сказать, почти привычная ситуация. Его находят пациенты (чаще всего их родители) самыми разными путями — по «сарафанному радио», через специальную литературу, через Интернет. Можно в кабинете поставить карту России и отметить все «города и веси», и, наверное, мало останется неотмеченных мест. А вот как наглядно отобразить ближнее и дальнее зарубежье — не знаю.
— Альберт Акрамович, конечно, вы — профессор, доктор медицинских наук, врач высшей квалификационной категории. Но, думаю, не только эти звания определяют выбор пациентов. В конце концов сегодня докторов с регалиями не так и мало. Кстати, что было с этим мальчиком из Одессы?
— Ребенок был, конечно, тяжелым. На теле буквально нет живого места — все в отметинах предыдущих операций по методу шунтирования. Ну, вы же сами представляете — тринадцать раз! Однако рискнули, взяли, прооперировали… На операции удалось эндоскопически восстановить естественную ликвороциркуляцию головного мозга. В результате еще вчера погибавший ребенок через сутки после операции улыбается маме и бабушке, играет игрушками. А что было, когда матери сообщили о том, что ребенку удалили все шунтирующие системы, и теперь он сможет обходиться без них! По-моему, они и домой улетели в полуобморочном от счастья состоянии.
— А что такое гидроцефалия?
— Термин «гидроцефалия» образован из двух греческих слов: «гидро» — вода и «цефал» — голова, т. е. это «водянка мозга». Гидроцефалия до сих пор остается одной из наиболее сложных проблем современной неврологии и нейрохирургии и в большинстве случаев оказывается основной причиной необратимых тяжелых неврологических и психических нарушений. По данным литературы, гидроцефалией страдают от 5 до 15 детей из каждой тысячи новорожденных. У взрослых эта патология встречается реже, обычно после травм головного мозга, менингитов или сочетается с опухолями головного мозга. Страшный диагноз звучит как приговор. Но эта болезнь излечима, и чем раньше начато квалифицированное лечение, тем лучше исход для качества жизни пациента.
— Каково традиционное хирургическое лечение при гидроцефалии?
— Долгие годы операцией выбора в лечении гидроцефалии была методика имплантации шунтирующей системы. Она позволяет с помощью специального искусственного устройства (клапана) сбрасывать ликвор из желудочковой системы головного мозга в другие полости организма — брюшную полость, предсердие и др. Сама шунтирующая система состоит из мягких силиконовых трубочек диаметром 2—3 мм, соединенных с клапаном, регулирующим давление внутри черепа. Лечение гидроцефалии с помощью шунтирования достаточно эффективно, однако, по данным различных источников, осложнения при этой операции составляют от 40 до 60 процентов случаев в первый год после имплантации шунта.
Чаще происходит механическая поломка шунта на любом уровне, может быть инфицирование системы. Неверно подобранный клапан (а их несколько типов) приводит к развитию таких грозных осложнений, как послеоперационные гематомы, синдром щелевидных желудочков головного мозга и т.д.
В зависимости от причины весь шунт или его части должны быть заменены. Как показывает опыт, наиболее часто осложнения, требующие повторной операции, возникают в период от шести месяцев до одного года после имплантации. Большинство пациентов вынуждено переносить до 10—15 операций в течение жизни. В любом случае, как минимум, следует ожидать двух или более ревизий — ребенок растет.
А пациент становится шунтзависимым, т. е. вся его дальнейшая жизнь будет зависеть от того, как работает шунт!
— И что же за метод такой особенный в лечении гидроцефалии используете вы?
— Мы используем последние достижения и технологии эндоскопии головного мозга. Эндоскопическая вентрикулоцистерностомия дна третьего желудочка — это современный нейрохирургический подход к лечению гидроцефалии. В основе этой операции лежит восстановление естественных путей оттока ликвора взамен блокированных путем создания небольшого отверстия в дне третьего желудочка.
Преимущества эндоскопической операции:
1. Нет имплантации чужеродного тела в организм, исключаются связанные с этим осложнения.
2. Операция малотравматична.
3. Организм обычно сам подбирает естественное давление в желудочковой системе мозга.
4. Восстанавливается качество жизни.
5. Эту операцию можно сделать при невозможности установки шунтирующей системы.
6. Ее также можно использовать для удаления ранее установленной шунтирующей системы.
Нейрохирургические центры, использующие эту новую технологию, единичны. Это удел отдельных, «элитных» нейрохирургических клиник. До недавнего времени существовало лишь несколько мировых центров в Германии, Америке, Японии, обладающих опытом свыше 300 оперативных вмешательств. В настоящее время эти операции стали доступны пациентам и в России. Что особенно отрадно, и в Иркутске.
— Эндоскопически можно лечить только гидроцефалию?
— Эти технологии можно использовать при кисте и опухолях головного и спинного мозга, болевых синдромах позвоночника, грыже межпозвонковых дисков, краниостенозах, спинно-мозговых и черепно-мозговых грыжах, сирингомиелии, липомах позвоночного канала и спинного мозга, черепно-мозговых и спинальных травмах и др. Показания для применения эндоскопии в нейрохирургии стремительно расширяются.
— Так что каждый день может стать для больных, их родителей началом нового года, точнее, многих лет новой жизни!

Консультации профессора А.А. Суфианова можно получить по телефонам в Иркутске: (3952) 20-63-11, 92-59-15 или написать по электронному адресу: sufianov@mail.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях