Общество
2524

Пандито хамбо лама: «Наступает год дикого Кабана, а не домашней Свиньи»

В канун наступления Нового года по восточному календарю сразу после приезда из-за рубежа глава буддистов России Дамба Аюшеев дал эксклюзивное интервью «ИП»

В канун наступления Нового года по восточному календарю сразу после приезда из-за рубежа глава буддистов России Дамба Аюшеев дал эксклюзивное интервью «ИП»



— Досточтимый пандито хамбо лама, верующим страны стало известно, что Вы посетили Индию. Недавно там побывал глава государства. С чем же был связан очередной визит российских буддистов в этот густонаселенный регион?
— Наша делегация приняла участие в работе международной конференции, организованной правительством Индии, которая была посвящена 2550-летию ухода Будды в нирвану в возрасте 81 года, по тхеравадской версии. Как известно, мы придерживаемся традиций махаяны, и у меня есть сведения, что Будда ушел 2887 лет назад, т.е. гораздо раньше. Этот форум состоялся в местности Бодхгайя, где он обрел просветление. Ритуал возжигания священных лампад осуществили Его Святейшество Далай-лама ХIV и руководитель парламента Индии, которые приветствовали делегатов. Конференция носила научный характер, поэтому сюда съехались ведущие ученые со всей планеты. Мне, как и хамбо ламе буддистов Монголии, было также предоставлено слово. Являясь непосредственным носителем веры, я сделал 15-минутный доклад на тему «Где Вы, Будда?». В основу моего выступления легла дань благодарности той земле, где наш великий пандито хамбо лама Итигэлов во втором своем перерождении под именем Лазава Сэнгэ стал учеником Будды Шакьямуни. Это историческое событие подкреплено автобиографией Итигэлова, и путь, пройденный Лазава Сэнгэ, есть возвращение долга буддистов России. Также я имел краткую встречу с Его Святейшеством Далай-ламой ХIV.
— Каковы Ваши последние впечатления об этой удивительной стране, знакомой едва ли не каждому россиянину с самого детства по ярким кинофильмам и сказкам?
— Индия стремительно развивается во всех сферах. Трудно не заметить усилия ее правительства в возрождении памятников буддизма. Построены или находятся в стадии завершения отличные дороги к святыням Бодхгайя, Раджики, Кушнагар, Варанаси и т.д. Индийцы не стесняются показывать, что они с особым трепетом и бережностью относятся ко всему, что связано с именем Будды Шакьямуни. Хочу подчеркнуть, что идет восстановление знаменитого буддийского университета Наланды, имеющего тысячелетнюю историю. Очевидно, что второе по численности населения государство мира выделяет огромные средства, чтобы иметь заметное влияние в буддийском пространстве планеты. Российская делегация встретилась с губернатором штата Бехар и членом индийского парламента, представляющим интересы гималайских народностей Чоймпил Содбо, которые подробно рассказали о работе в этом направлении.
Кроме того, мы побывали в Лумбини (Непал), где уже началась подготовительная работа по строительству бурятского дацана. Здесь были обсуждены связанные с этим рабочие моменты с чиновниками министерства культуры королевства Непал. Во встрече также приняли участие сенатор от Бурятии И. Егоров, дид хамбо лама по Забайкалью Ц. Дондукбаев, представитель БТСР в Непале А. Эрдынеев, ширээтэ лама Кыренского дацана Б. Базаров, чемпион по национальной борьбе прихожанин Б. Цыренов.
— Путь на полуостров Индостан лежит через аэро­порт Шереметьево-2. По пути в Москве для Вас всегда есть работа. Что было на этот раз?
— По приглашению администрации президента страны я работал на отчетном заседании общероссийского военного фонда, где распределялись финансовые средства семьям сотрудников МО, ФСБ, МВД, пострадавших в зоне боевых действий. Отчет военных перед членами попечительского совета проходил в Свято-Даниловом монастыре — резиденции патриарха Московского и всея Руси Алексия II, где, кроме него, были главный муфтий Таджудин и я. Бизнесменов представляли А. Шохин и Б. Вексельберг.
— Все мы готовимся к Сагаалгану. Что, по мнению буддийского иерарха, несет нам наступающий год, на что следует обратить внимание?
— Прежде всего, хочу акцентировать взор верующих на следующее: 18 февраля наступает год дикого Кабана, а не домашней Свиньи, как неверно трактуют некоторые. Здесь кроется, как вы сами понимаете, существенная разница. Кабан отличается природной бдительностью, свирепым нравом, если его разозлить, и плохой памятью. Применительно к буддийскому календарю сакральность года Кабана заключается в том, что людям, к сожалению, будет свойственна забывчивость, которая, в свою очередь, несет опасность.
Помимо этого, через несколько дней вступит в свои права итоговый год
12-летнего цикла (1995—2007 гг.), который подведет черту всему сделанному за этот период. Вместе с тем он не исключает возможности наверстать все дела, которые люди не смогли осуществить за предыдущие 11 лет. И в то же время велика вероятность потери всего достигнутого. Откровенно говоря, многим придется тяжеловато. Словом, все человеческие деяния и помыслы более яснее и рельефнее выйдут наружу. Поэтому, согласно нашей традиции, необходимо достойно встретить и, разумеется, завершить год дикого Кабана.
— В связи с этим, досточтимый пандито хамбо лама, какие обряды и ритуалы необходимо сделать буддисту в преддверии Сагаалгана?
— До его наступления каждому верующему желательно прочитать сахюусан (гений-хранитель) с посещением буддийского храма или пригласить с той же целью на дом ламу. Также в бутуу удэр, 17 февраля, вплоть до наступления Сагаалгана, необходимо в предстоящую ночь как можно больше времени провести без сна, ибо только один раз в год именно на протяжении этих суток Лхама-сахюусан посещает жилища буддистов. Безусловно, нужно привести в надлежащее убранство изображения и статуэтки бурханов и в целом алтаря. В это время надо читать молитвы, заниматься буддийской практикой, чтобы богиня не обошла стороной ваш дом. Словом, кто понимает, тот понимает. И, конечно же, возжечь лампадки, чтобы они горели всю ночь до наступления нового года, который приходит с восходом солнца. Очень важно, чтобы первые шаги буддиста в новом году были в верном направлении. По бурятской традиции первый день начинается со встречи с родителями и всеми старшими родственниками (золгохо). Основная задача — это оказание им всемерного почтения и уважения. Второй день Сагаалгана, 19 февраля, не менее важен, чем первый, поскольку приходит время развешивания хий морин, символа чувств человека, которые, развеваясь на ветру в хорошем месте (на это укажет лама), несут огромную нагрузку, определяя внутреннюю гармонию, а значит, здоровье, счастье, удачу. Другими словами, имеющиеся в каждом буряте пять ангелов-хранителей (обряд таванхан), которые он почитает, нужно постоянно взбадривать. Особенно важно верующему принимать участие во всех буддийских мероприятиях, проводимых в конце и начале года, поскольку здесь закладывается уверенность, которая поможет избежать многих проблем.
— Как известно, в Белый месяц у наших восточных соседей состоится референдум по объединению. В Аге влияние буддистов традиционно сильное, впрочем, как и внутри Буддийской традиционной сангхи России, которую Вы возглавляете. Не могу не спросить Вас как уроженца Читинской области: что думаете по этому поводу?
— Начну с того, что после слияния Усть-Орды с Иркутской областью в бурятском народе возникла определенная напряженность. Наивно полагать, что она спадет и на фоне предстоящего плебисцита. Все мы знаем, как в России всегда высоко оценивалась роль личности в обществе. Тем не менее на этот архиважный вопрос сможет ответить только мудрость народа, живущего в АБАО и Читинской области. В этой связи мне импонирует мнение простых читинцев, которые доброжелательно говорят: лишь бы агинцам, если объединение состоится, не стало хуже. Это позитивное отношение зиждется на многовековой дружбе и взаимопонимании, сложившихся в этом регионе. Здесь нет намека на зависть, а тем более, злого умысла. В конечном итоге, подчеркиваю, все решит народ. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим Сагаалганом, чтобы вера, надежда, любовь никогда вас не покидали и три драгоценности были ощутимы для моих дорогих земляков.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях