Такой храм возводится в Бурятии впервые. Богиня Зеленая Тара почитается верующими как мать всех Будд и живых существ и олицетворяет женскую сущность в буддизме
Ширэтээ дацана Дагба-лама верит, что эта богиня сыграла весьма заметную роль в становлении буддизма в России. Ведь именно женщины открыли дорогу дацанам. Царица Елизавета Петровна в 1741 году признала буддизм одной из традиционных религий страны, а Екатерина II наградила Дамбу Даржа Заяева титулом хамбо ламы и Андреевским орденом с правом ношения на шее за распространение религии в соответствии с законами Российского государства. Начав строительство храма, тем самым ламы Иволгинского дацана воздают дань уважения и почитания Таре-спасительнице и помощнице, а в принципе и женскому началу в природе. А те, кто участвует в этом благотворительном проекте, помогая, чем может, получают повод задуматься о себе, своей жизни, понять, что ты за человек и что ты можешь в этой жизни сделать.
Так считает и Сэсэг Шабакова, владелица «Оптики Сэсэг», которая выступила генеральным спонсором строительства дугана «Дара Эхын Сумэ» — храма Зеленой Тары, что тоже прецедент. Пожалуй, впервые культовое сооружение возводится с помощью женщины, которая уже вложила в строительство более четырех миллионов рублей.
И ламы, и генеральный спонсор, и строители, которые работают без выходных, уверены, что находятся под покровительством Зеленой Тары.
Воплощение беспредельного сострадания
По одной из легенд, Зеленая Тара была реальной женщиной, которая, практикуя буддизм, достигла состояния Будды и поклялась не уходить в нирвану до тех пор, пока все живые существа не достигнут Просветления. Ее отличительной чертой является то, что она всегда очень быстро приходит на помощь — ее правая нога немного приспущена с лотоса, где она восседает, что говорит о готовности прийти по первому зову. Тот, кто читает мантры Зеленой Тары, уничтожает препятствия и достигает исполнения всех желаний, уверены ламы.
Во всяком случае, одно их желание сбылось точно — уникальные скульптуры самой богини, выполненные известным буддийским мастером Санжи-Цыбиком Цыбиковым, заняли свое место в Иволгинском дацане в 2001 году. Привез их в храм известный и уважаемый Ганжур-лама, неохотно рассказывая о всех тонкостях «переезда»:
— Мои покровители привели меня к Зеленой Таре, я целый год готовился к их возвращению (главный храм дацана украшают две статуи Белой и Зеленой Тары. — Авт.), читая молитвы.
Считая появление скульптур в дацане чудом, Дагба-лама, ширэтээ Иволгинского дацана, проводит такие параллели:
— Не успели мы заложить первый камень в апреле 2006 года, как президент России буквально через неделю заявил о нацпроектах, в том числе о поддержке матерей. Мы уверены, что и здесь не обошлось без помощи нашей богини.
Храм — это повод задуматься
Сейчас здание высотой около 15 метров уже стоит неподалеку от главного храма Иволгинского дацана. Здесь без остановки идут отделочные работы, рассказывает Намжил-лама, которому поручили контролировать строительство. И это несмотря на то, что рядом одновременно возводятся храм Даши-Доржо Итигэлова и буддийский институт.
Намжил-лама уверен, что без генерального спонсора было бы сложновато выполнить такой объем работы: заказан интересный проект, который предусматривает четыре главных входа с каждой стороны храма, фундамент успели заложить вовремя и такой конструкции, что он, в случае землетрясения, будет «плавающим».
Сэсэг Ильинична Шабакова постоянно приезжает со своими сотрудниками посмотреть, как идет строительство.
— Мы не вмешиваемся особо в ход работ, но знаем, что нам нужно сделать. Такого еще не было, чтобы строительство остановилось из-за отсутствия средств.
По словам Сэсэг Шабаковой, ее фирма и дальше собирается вкладывать средства в строительство дугана.
Осознанное обращение к буддизму, по словам предпринимательницы, у нее началось с общения с дядей — ламой Даши-Цыреном Реторовым. Знаменательным считает она знакомство с Ганжур-ламой Раднаевым, благодаря которому начала оказывать серьезную благотворительную помощь Иволгинскому дацану. Когда он привез статую Зеленой Тары в дацан, то предложил помочь в ее реставрации. Потом Шабакова выделила деньги на автомобили, которые разыгрывались на спортивных праздниках «Эрын Гурбан Наадан», оказала поддержку в строительстве буддийского института.
Когда Сэсэг Ильиничне предложили взяться за строительство дугана, она не раздумывала. Чудесное, а иначе не скажешь, совпадение помогло принять решение.
— Более 100 лет у родных по отцовской линии хранится буддийская статуэтка, ее привезли в начале прошлого века из Монголии. Я никогда не замечала, что это за божество, а в Сагаалган в прошлом году я поехала в гости к тете в Мухоршибирский район и впервые обратила внимание на статуэтку. Это была Зеленая Тара! Я поехала к хамбо ламе просить разрешение на строительство дугана. Он, конечно, выслушал, но предупредил, чтобы я подумала, взвесила свои возможности: «Храм должен возводиться быстро, в течение 2—3 лет, иначе лучше вообще не браться».
Была такая поэтапная подготовка к строительству храма, считает Сэсэг Шабакова, ведь пожертвование на строительство дугана — это возможность совершить значимое дело в своей жизни, помочь себе и людям очистить свою душу, расширить сознание и духовно расти.
Помочь друг другу
Благословение Зеленой Тары, как считают ламы, могут получить все прихожане, которые тоже жертвуют на строительство храма, сколько могут. Статуэтку Зеленой Тары привезла из Непала Аяна Бадмаева в дар строящемуся храму. Семья Цыбеновых из Тулунжи дала деньги на возведение четырех металлических колонн. Когда закладывали священный сосуд — бумбэ, — верующие жертвовали драгоценности: золото, жемчуга и т.д.
— Одна бабушка прямо с себя сняла сережки и отдала, — говорит Намжил-лама.
Все дары от прихожан он помнит и записывает. Имена дарящих заносятся в специальную книгу, которая потом будет храниться в храме. Каждый может внести свой даже самый скромный вклад в дугане по соседству и записать имена родных на листах бумаги.
Намжил-лама уверен, что общими усилиями в 2007 году отделка будет завершена. Сейчас в храме строители под руководством Константина Жалсанова заняты работами по дереву, некоторые детали будущего интерьера уже имеют очертания. Находятся и добровольные помощники, которые приезжают на неделю-другую и бесплатно работают в бригаде.
Помогая другим, помогаешь себе, считает ширэтээ Дагба-лама. А Зеленая Тара дарит исполнение желаний всем, кто обращается к ней с просьбой об этом.
Именно поэтому более 60 лет каждый месяц 30-го числа ламы Иволгинского дацана проводят хуралы в честь Богини Зеленой Тары, считая, что она оберегает семьи от всех бед, устраняет все препятствия и быстро откликается на первый зов о помощи… Так же, как и любая женщина-мать.
Общество
4230
Храм исполнения желаний
появится на территории Иволгинского дацана. Его хозяйкой станет Зеленая Тара — богиня милосердия