— На бумаге вся земля поделена на паи, — говорит Геннадий Вторушин, главный инженер СПК «Оймурское» Кабанского района. — Сам не знаю, как получилось, но ни один крестьянин тогда не получил свидетельство о праве собственности на свой участок земли
В 1992 году после выхода в свет закона о приватизации земель в хозяйстве составили списки пайщиков. В их число вошли рабочие хозяйства, пенсионеры — бывшие работники и бюджетники — учителя, медики, служащие сельской администрации. Всего в списке оказалось 887 фамилий. Больше десяти лет оймурцы жили-не тужили, о земле, им принадлежащей, не задумывались. Кто-то из владельцев земельных паев уехал давно, кто-то умер.
Но вот только в последние два года интерес к прибрежному Байкалу заметно прибавился. А Оймур как раз протянулся вдоль озера. Особенно от скупщиков недвижимости нет покоя после того, как стало известно о создании туристско-рекреационной зоны. По дешевке скупались заброшенные дома. Особенно ценились земельные участки, на которых эти строения стояли. Стоимость домов стала расти. Тут-то и вспомнили про паи, тем более выяснилось, что земля-то может передаваться по наследству.
— Подняли архивы, в документах значилось, что списки были переданы в администрацию района, — рассказывает Геннадий Вторушин. — Там сказали, дескать, сами виноваты в том, что не получили свидетельства. Оказывается, каждый пайщик должен был сам приехать в земельный комитет и получить документ на руки.
Люди, заинтересованные сейчас в получении свидетельства, плохо представляют, что они будут с этой землей делать. Строить на ней нельзя. Она является территорией сельскохозяйственного назначения. Выделить какой-то отдельный участок из совместно-долевой собственности трудно.
Поэтому сейчас большим спросом пользуется земля под строительство.
На сегодня более 350 заявлений на выделение 25 соток находится в администрации сельского поселения.
— Вся наша земля находится в распоряжении муниципального района, — говорит Юрий Бархатов, глава Оймурского поселения. — В наши полномочия входит только рекомендовать о выделении земельного участка. Конечно, предпочтение отдаем местным жителям. Ведь большинство заявлений поступает от улан-удэнцев. Не секрет, что многие участки приобретаются с целью дальнейшей перепродажи.
Земельные участки продаются на торгах. Реальную их стоимость не знает никто. Продаются они по принципу: кто больше даст. 10 процентов от продажи поступает на счет сельского поселения, плюс 50 процентов земельного налога остается здесь же. Поскольку потребность в земельных участках под дачные постройки и жилье высокая, местная власть сейчас пытается перевести свои пастбищные и пахотные земли в разряд жилфонда.
Земельный вопрос на сегодня в Оймуре является спорным.
— Я недоволен действиями властей, — говорит Олег Пинигин, житель Оймура. — На протяжении некоторого времени я пытаюсь добиться справедливости в распределении земли. Никаких объявлений об аукционах на продажу участков я не видел. Чехарда с паями. Просил показать мне схему распределения земель сельхозназначения, никто представить мне не может. Из того, что руководители поселения и хозяйства делают из этого секрет, создается впечатление, что с этими паями не все так чисто. Я думаю, в будущем земля, на которой жили наши предки, достанется предпринимателям из Москвы, а мы останемся ни с чем.
Конфликты на этой почве уже становятся в Оймуре привычными. Борьба за землю переходит во внутрисемейные распри. Владимир Березовский, житель Оймура, воюет с братьями за право собственности на дом, оставшийся им от матери. Причем дело уже доходило до кулаков. Началось с того, что Владимир решил продать дом с земельным участком в 50 соток и
уехать на постоянное место жительства в Орловскую область.
— У них ведь не только свои квартиры есть, но и машины легковые, — обижается на родственников Владимир Березовский. — А у меня только этот дом, и то холодный. А теперь братья собираются разделить деньги, вырученные от продажи дома, на всех. Только на оформление документов я уже затратил 15 тысяч рублей.
В целом оймурцы не торопятся распрощаться со своим имуществом, понимая, что в ближайшем будущем цены на недвижимость близ Байкала вырастут в несколько раз.
— Желающих купить здесь дом с участком очень много, — говорит Юрий Бархатов, глава муниципального образования «Оймурское». — Некоторые пытаются приобрести по несколько домов сразу. Только и наши стали знать цену своему имуществу, поэтому сейчас редко кто продает.
Общество
1886
Оймурцы делят землю на берегу Байкала
Они борются за каждую сотку, но пока плохо представляют, что будут делать со своими участками