Общество
1854

Идеальные хозяйки воспитываются в любви

Всю жизнь Савелий и Вера Забадаевы мечтали о сыне. Их надеждам не суждено было сбыться. В семье росли шесть девочек. Однако супруги ни разу не пожалели о том, что судьба подарила им только дочерей

Всю жизнь Савелий и Вера Забадаевы мечтали о сыне. Их надеждам не суждено было сбыться. В семье росли шесть девочек. Однако супруги ни разу не пожалели о том, что судьба подарила им только дочерей



— «Мое царство, мои царицы и принцессы», — всегда говорил про нас папа. Он был убежден, что слово женщины в семье — главное. Ведь она хранительница очага, супруга и мать, — рассказывает Любовь Забадаева, младшая дочь.
Сегодня главе большой семьи Забадаевых Вере Лазаревне — 82 года. У нее ясный взгляд, прямая спина и модная стрижка.
— Ни в трамвае, ни в автобусе место не уступают. Думают, наверное, что я еще молодая, — смеется женщина.
Она уже прабабушка, недавно родились две правнучки. В уютной, недавно отремонтированной четырехкомнатной квартире с ней живут младшая дочь Люба и внук Савелий. В стенке в отдельной секции хранится множество фотографий. Для каждой дочери свой альбом. Отдельный — для внуков. А вот для правнуков пока еще не завели.
Вера Лазаревна выходила замуж дважды. В первом браке у нее родились две дочки: Оксана и Нелли. Семейное счастье длилось недолго. Муж скончался от ран, полученных на войне. В конце 50-х годов женщина встретила Савелия Забадаева. Новый союз подарил женщине еще троих девочек — Наташу, Аню и Нину. Младшей тогда был всего годик: первая жена у Савелия Табитуевича умерла. Взяв под свое крыло осиротевших детей, Вера Лазаревна никогда не отделяла их от своих родных. Всех старалась растить в любви и заботе. А еще через два года у супругов Забадаевых родилась Люба.
— Я не боялась: подумаешь, шестеро детей. Я уже вырастила младших братьев и сестру без мамы, поэтому мне не было трудно, — рассказывает Вера Лазаревна.
Большая семья жила в Ангарске. Савелий Табитуевич работал «в ящике» — на электролизном химическом комбинате. Вера Лазаревна — учителем географии и биологии в школе. В их распоряжении была просторная трехкомнатная «сталинка». У девочек — своя комната, у мамы с папой — своя.
— У нас у каждой были свои обязанности в семье. Я, например, чуть ли не с шести лет покупала продукты. У нас недалеко от дома был большой магазин, — вспоминает Нелли Дымчикова, одна из старших дочерей.
Каждую субботу в квартире устраивалась генеральная уборка: девочки мыли панели, окна, батареи. Соседи и друзья удивлялись: так много детей, а в доме всегда чисто.
— У меня самой три дочери и я всегда ставила Вериных девочек в пример своим, — говорит пенсионерка Мария Оноева, давний друг семьи. — Вера никогда при людях не ругала дочек. И девочки выросли успешными.
Вера Лазаревна хорошо шила. «Все умею, разве что сапоги или ботинки сшить не смогу», — уверяет женщина. Ее дети всегда были хорошо одеты. В первые годы, когда с финансами было тяжело, для экономии покупалось несколько десятков метров ситца, шелка или штапеля. Из них на ручной машинке «Зингер» и шились для всех наряды. Одинаковые.
— Мама обычно на всех похожие платья шила. А мы с Оксаной отказывались их носить. Говорили маме: не хотим быть как инкубаторские, — смеется Нелли Николаевна.
Постепенно старшие девочки тоже стали шить, а позже и вязать. Готовить учились по знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище», которую подарил племянницам брат Веры Лазаревны. Рецепты в ней рассчитаны на шесть человек: очень удобно. Немного потрепанный, с многочисленными закладками и подписями сборник рецептов до сих бережно хранится в семье. Мама особенно гордится умением девочек делать заготовки. Нелли Николаевна однажды закатала на зиму 53 банки маринованных огурцов — по одной на неделю. У каждой из них свои любимые блюда. У Натальи — необыкновенные котлеты, у Нелли — свой фирменный рецепт поз, Аня делает очень вкусные и оригинальные салаты.
Семья жила дружно. Мама-педагог строгая, но справедливая. Больше всех дочек любил папа. К праздникам, возвращаясь из командировок, он всегда старался привезти подарок для каждой.
— У меня было счастливое детство, все в розовом цвете. Мы росли в любви, ласке, тепле. Родители нас никогда не ругали. Мы все стояли горой друг за друга. Папа был сильным, умным, замечательным семьянином. И очень любил маму. В Ангарске говорили о нем: «Савелий носит жену на руках. На третий этаж. И в прямом, и в переносном смысле». Потом, когда мы выбирали себе мужей, сравнивали их с папой, — рассказывает Любовь Савельевна.
Младшая, Люба, выходя замуж, не стала менять фамилию. Так захотел папа, ведь мальчика-наследника в семье не было.
Когда девочки выросли, судьба подарила, наконец, супругам Забадаевым долгожданного мальчика. Но не сына. Внука. Мама мальчика Нелли была в ту пору студенткой, поэтому маленький Баир рос у бабушки с дедушкой, которые в нем души не чаяли. Тети водили малыша в детский садик, а он называл их всех мамами: мама Аня, мама Люба, мама Нина… Воспитатели никак не могли понять, кто же из них настоящая…
В конце 80-х годов Савелий Табитуевич трагически погиб. Вера Лазаревна переехала в Улан-Удэ. Все девочки получили высшее образование. Трое уехали в другие города и страны. Анна — в Украине, Оксана — в Иркутской области, Нина жила в Африке. В Улан-Удэ сегодня рядом с мамой три дочери со своими мужьями, детьми (мальчиков среди них большинство) и внуками. Большая семья часто собирается вместе. Вера Лазаревна по-прежнему центр притяжения для всех. Она довольна своими девочками и мечтает съездить в Африку к внукам.
— Я всегда учила их быть хорошими хозяйками, понимать, что хорошо, что плохо, — говорит она. — Когда меня спрашивают, в чем секрет моей жизни, говорю: я не пью, не курю, пою и танцую. А еще не завидую и не злюсь. Чего и вам желаю.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях