Наверно, Паша Цыжипов мечтал походить на русских богатырей. Главным персонажем его сказок, которые он сам сочинял и записывал в тетрадку, был бесстрашный защитник слабых Илья Муромец. Вот только мальчик из села Хоринск не знал, смог бы его былинный герой справиться с жестокостью, с какой столкнулся он
Паша повесился в сарае своего дома в первый день весны.
Только после смерти мальчика стали известны некоторые подробности, послужившие причиной его добровольного ухода из жизни.
Больше месяца 14-летнего подростка унижали, избивали, рэкетировали. Но никто из близких даже не догадывался, что мальчик доведен до отчаяния. Оставшись один на один со своей бедой, Паша Цыжипов решил, что спасет его только смерть. Во взрослом мире до ребенка оказалось никому нет дела: мама взвалила на него непосильную ношу «быть мужчиной», а педагоги вовремя не забили тревогу.
— Муж погиб, когда Паше был год с небольшим, — рассказывает Галина Машанова, мама Павлика. — Я полагала, что должна воспитать из него мужчину. Так и говорила сыну: «Раз ты мужчина, должен со своими проблемами справляться сам». Теперь-то я поняла, что слишком большую ношу на него взвалила.
16-летняя соседка Инна Трунева застала Павлика 1 марта одиноко сидящим в спортзале училища и вытирающим слезы.
— Я спросила его, что случилось. Он ведь для меня все равно что брат, — рассказывает девушка. — А Паша говорит, что старшекурсник поставил его на «счетчик». Они как-то подрались, и у того парня выпала из кармана и сломалась компьютерная мышка. Сегодня требует 50 рублей, а завтра 6 колб пива. Это же дорого.
Инна, учащаяся того же Хоринского ПТУ-37, где учился Паша Цыжипов, как могла, утешила своего друга. А потом заторопилась на занятие, бросив на ходу: «Не уходи, дождись меня, вместе домой пойдем».
Старенькая бабушка, которая, как обычно, хлопотала на кухне, удивилась раннему приходу внука с учебы.
— Поел он совсем плохо, — вспоминает Нина Павловна. — А потом ушел на улицу и долго его не было. Когда спохватилась, было поздно.
Зимние каникулы хоринская ребятня проводила на ледяной горке. Там и произошел первый инцидент. 10-летнюю Женю, сестренку Ромы Трунева — лучшего друга Паши Цыжипова, скинул с горки мальчик, страдавший умственным расстройством, но физически крепко развитый.
— Женя даже сознание на время потеряла, — вспоминает Рома. — Паха не стерпел, подбежал к Вовке и толкнул его. А вечером пришел двоюродный брат Вовки с другом, и они побили нас. Они взрослые уже. Меня-то несильно, а вот Пахе досталось.
Избиение «младенцев» происходило на глазах у Пашиной бабушки. Парни ушли только после того, как Нина Павловна пригрозила им милицией, а напоследок предупредили, что увидят на улице — убьют.
Перепуганные мальчишки, пропуская занятия в училище, перестали выходить из дома. Однако своим мамам запретили обращаться в правоохранительные органы.
— Для пацанов самое страшное, если в «красные» запишут, — говорит Инна Трунева. — «Красные» — это те, кто «стучит». Вот они никому и не говорили поэтому.
Потеряв ребят, к ним наведался Михаил Жибарев, мастер ПТУ. Услышав сбивчивый рассказ Нины Павловны, он посоветовал все-таки написать заявление в милицию. То, что Паша вступился за девочку, мастера не удивило.
— При всей своей ершистости Паша Цыжипов был мальчиком ранимым, — говорит Михаил Жибарев. — Не терпел несправедливости. Никогда никого не задирал первым, но и себя в обиду не давал. Сила у него была, недаром на соревнованиях по гиревому спорту он занял второе место. Эх, Паша, Паша… Вот уж от кого не ожидал. Во все колокола надо было бить. А он все молчком, словно глухой стеной отгородился. От обиды и ушел.
Нарастающим комом на Пашу Цыжипова навалилась череда неприятностей. Шестеро старшеклассников избили мальчика. После побоев Паша стал жаловаться на боли в животе. Связана ли эта история со случаем на горке, прояснит следствие. Уголовное дело по этому факту передано в суд.
Соседские ребятишки рассказывают о том, что Паша отрабатывал «провинность» на горке у 27-летнего мужчины в гараже. Там его унижали и били.
— Факты по этому поводу не подтвердились, — сообщил Баясхалан Митыпов, следователь Хоринского РОВД. — Это выдумки населения. Труд детей не использовался. На месте мы разбирались и с «рэкетом» в училище. Тоже не подтвердилось. Записки предсмертной Цыжипов не оставил, поэтому мы не можем кого-то конкретно винить в случившемся.
Версию избиения мальчика в присутствии бабушки следователь тоже не взял во внимание. Сложилось впечатление, что следствие проводилось второпях.
— Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено незаконно, поскольку отсутствует акт медицинского заключения о наличии побоев и причине смерти, — говорит Марина Юдаева, заместитель прокурора Хоринского района. — В связи с этим постановление мною отменено, чтобы была проведена в полном объеме проверка. Все версии должны быть отработаны. Пока сложно сказать, было ли это доведение до самоубийства.
Ангельским характером Паша Цыжипов не отличался. В середине учебного года перестал ходить в школу. Через комиссию по делам несовершеннолетних перешел учиться в училище.
— Он считал, что к нему несправедливы учителя, — рассказывает мама Галина Машанова. — Моя ошибка была в том, что не настояла. Можно было сменить класс. Но он был упрямым. Что задумал, то и сделал. В случае с рэкетом он не хотел принципиально платить, хотя знал, что в кармане моей дубленки лежали деньги.
Когда в первый раз избили сына, Галина вновь применила свой метод воспитания.
— Причина в тебе, значит, ты плохой, — сказала она Паше. — Пусть тебе уроком будет на будущее.
Паша хотел уехать к дяде, брату матери, в Красноярск.
— В Хоринске мне не жить, — говорил он маме.
Дядя сам приехал… на похороны.
— Разве не мужской поступок он совершил, наказав обидчика девочки? — говорит Сергей Машанов. — А по сути совсем ребенком был: играл в войнушку, строил в огороде штаб, рисовал много. На рисунках — солнышко, цветы, зверушки забавные.
Сейчас родные Паши сожалеют, что не расспросили ребенка, не выслушали его, не помогли.
Рома Трунев после смерти друга долгое время находился в состоянии шока. Сейчас он не ходит на занятия, плохо ест и спит.
— Мне без него плохо, — говорит Рома. — С Пашей всегда было весело. Он всегда что-то интересное придумывал.
В школе, где учился Паша, и в комиссии по делам несовершеннолетних считают, что в первую очередь виновата мама: была чрезмерно занята своей работой, не доглядела за подростком, шла на поводу у сына.
— С мальчиками у Паши были нормальные отношения. А вот одноклассниц он обижал. Может, они ему что-то обидное сказали. Он рисовал гадкие картинки и подписывал их именами, — говорит Сэсэг Жигжитова, бывший классный руководитель. — Но они же простили его и даже на похороны пришли.
Прошлым летом Паша ездил на Байкал со студентами. Несмотря на то что он был самым младшим, в походе на вершину горы он добрался раньше остальных, а потом налегке возвращался, брал рюкзаки у девушек и снова поднимался наверх. Он считал себя мужчиной, а значит, ответственным за слабых.
Хоринск — Улан-Удэ.
Общество
1999
Ушел от обиды
14-летний мальчик посчитал смерть решением всех проблем