Встреча, посвященная 250-летию массового заселения староверами Забайкалья, пройдет с 30 мая по 3 июня 2007 года в Улан-Удэ
В Бурятию приедет более тридцати делегаций из различных регионов России, а также из-за рубежа. Уже подтвердили свое участие ученые, изучающие старообрядчество, из Японии, Румынии, США и некоторых других стран. Будут и представители религиозных старообрядческих общин. На торжества приглашен также митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В праздничных мероприятиях примут участие все районы Бурятии.
В это время состоятся международный конкурс старообрядческих этнохудожественных коллективов «Раздайся, корогод!», конкурсы «Красны девицы» и «Добры молодцы», выставки изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, семейской домовой росписи и произведений изобразительного искусства «Старообрядцы: история и современность», Международная научно-практическая конференция и презентация книги по истории и культуре старообрядцев, спортивные игры и так далее.
Вера и обычаи предков не забыты
Староверы-семейские — очень яркая и древняя ветвь русского народа. Во время церковной реформы 1653—1660 годов произошел так называемый раскол. Часть населения отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада.
Все сторонники двуперстия в 1656 году были приравнены к еретикам, отлучены от церкви, преданы проклятию и подвержены жесточайшим репрессиям. Многие были вынуждены ехать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, в Польшу.
Во второй половине XVIII века по указу Екатерины II старообрядцев из Польши, Белоруссии и Украины отправили в Сибирь. В 1766 году первых вывезенных поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Так как они селились целыми семьями, их стали называть «семейскими».
Староверы-семейские быстро привыкли к суровым сибирским условиям. Благодаря их исключительному трудолюбию вскоре выросли добротные селения. Потомки первых переселенцев до сих пор сохранили традиции, обычаи и веру своих предков.
Путь протопопа Аввакума
Протопоп Аввакум (Петров) — крупнейший деятель старообрядчества, расколоучитель, писатель. Родился в семье священника
В период церковной реформы, проводимой Никоном, Аввакум стал во главе оппозиции, за что и был сослан с женой и малолетним сыном в Тобольск. 17 сентября 1653 года, откуда в июле 1655 года отправлен в Якутский острог, но в дороге получил новый указ следовать в Даурию с отрядом воеводы Пашкова.
1 ноября 1656 года прибыли в Братский острог. Здесь зимовали.
В мае 1657 года двинулись через озеро Байкал. При переправе Аввакум чуть не утонул. На территорию Забайкалья высадился в месте Усть-Прорва (ныне село Посольское). По Селенге и Хилку вместе со всеми тянул лямку. На Хилке вновь тонул. Поздней осенью дошли до реки Ингоды, где и перезимовали.
Весной 1658 года на плотах сплавились по рекам Ингода и Шилка. В начале июля достигли устья реки Нерчи, где поставили Верхне-Шилской (Нерчинский) острог. В Сибири родилась слава протопопа как мученика за старую веру.
25 июня 1662 года по указу из Москвы отправляется в обратный путь, куда прибывает в мае 1664 года.
В 1666 году был расстрижен и проклят церковным собором.
16 августа 1667 года приговорен к ссылке в Пустозерск. Здесь он 15 лет провел в земляной тюрьме и создал свои основные произведения, самое известное из которых «Житие протопопа Аввакума».
14 апреля 1682 года сожжен с тремя единомышленниками в срубе «за великие на царский дом хулы».
Что есть в печи, все на стол мечи
Кухня семейских строго состоит из скоромной (мясной) пищи в мясоед и постной —в посты. Главным же продуктом питания у них является ржаной и пшеничный хлеб
По средам и пятницам, считающимся постными днями, еда должна быть скудной. На стол подаются бульбишня (толченый картофель с растительным маслом) или картошка «в мундире» (с кожурой), капуста, хлеб, постные шти (щи), суп, ботвинья с луком, кисель, каши и блюда из муки.
Семейские очень любят пироженики (пирожки) с разнообразной начинкой. В пост пекут пироги с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, делают лепешки с ягодами (сладкие пироги). В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи. Особенно важно, чтобы эти продукты были на столе осенью и зимой.
По праздникам семейские накрывают стол, богатый всевозможными угощениями. В такие дни пища бывает особенно обильной и вкусной: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, яйца вареные, сдобная стряпня. А вот привычные для многих салаты в меню отсутствуют.
— Ставится все в «живом» виде, — говорит Любовь Пластинина, хозяйка кафе «Семейская кухня» в Тарбагатае. — Если в меню мы пишем «ассорти овощное», то это значит, что подадим луковичку, чеснок и другую зелень прямо с грядки, причем не нарезанную. Обязательно будет и капуста с брусникой.
В мясоед питание состоит из баранины, свинины, говядины, мяса диких коз и изюбра.
Так как старообрядцы всегда жили большими дружными семьями по двадцать-тридцать человек, то даже в будние дни на столе было до восьми наименований одной только каши. Особенность их приготовления заключается в том, что варят их с утра и до обеда оставляют томиться в русской печи. Точно так же готовят и шти. Кашу томят шесть часов, шти — два-три часа, от этого они становятся намного вкуснее.
В чай нередко добавляют дикорастущие растения: бадан, Иван-чай, брусничник, листья смородины, шульту (сердцевину березы), чагу, ревень. Готовят ботвинью и квас. На стол выставляются сразу все блюда, чтобы хозяйка могла отведать угощения одновременно со всеми.
Традиционный наряд семейской женщины: чем больше лент и украшений, тем лучше
Такой наряд надевается по праздникам и в церковь. А раньше носили дома и на работе
1) КИЧКА (головной убор замужних женщин) делается из атласки (атласной шали, размер которой по краю достигает почти двух метров). По центру делается «рог», вокруг которого образуют волны. Чем их больше, тем больше детей у женщины. Волосы обязательно должны быть спрятаны под кичку. Сзади надевали подзатыльник, чтобы волосы не выглядывали, иначе женщину будут считать колдуньей. Нерожавшие женщины на кичке прикрепляют маковку, рожавшие — брошки, чем их больше, тем краше. Под кичку для поддержания формы надевается калмычка — твердая основа, на которую пришивается опояска — украшение из бусинок. Чем их больше, тем богаче хозяйка. Кичка весит около двух килограммов, носить тяжело, поэтому в повседневной жизни ее заменяют легким платком треугольной формы, который завязывают точно так же.
2) БУСЫ семейской женщины должны быть из натурального необточенного янтаря (раньше за одну такую связку можно было купить целый дом. — Авт.). Сейчас чаще встречаются каменки — обработанный янтарь. Чем больше бус, тем лучше. Янтарные нити передаются из поколения в поколение.
3) НИЖНЯЯ РУБАХА — станушка — состоит из двух частей. Верхняя шьется из китайских шелков или из красивой атласной ткани, а нижняя — из ситца. Раньше иногда в ней ходили дома, а перед выходом на улицу поверх надевали сарафан. Ворот и рукава станушки вышивают крестом от сглаза.
4) ЗАПАН (фартук) надевается поверх сарафана. Обязательно должен быть расшит узором, напоминающим крест, — так получается своеобразный оберег от сглаза и порчи.
5) САРАФАН на лямочках шьется из китайских шелков или габардина. Он должен быть очень пестрым, для этого нашивают ленты. Чем их больше и чем они краше и шире, тем богаче женщина. Сочетание цветов может быть разнообразным, главное, чтобы было очень ярко. Простолюдинки нашивали ситцевые ленты, а кто побогаче — атласные. Ширина сарафана по низу в общей сложности достигает четырех метров. В моде у семейских крупные женщины, поэтому худые под сарафан надевали до пяти пышных юбок из простой ткани. Шьются сарафаны только вручную. В приданом семейской девушки должно быть до двенадцати сарафанов.
Общество
4615
Семейские со всего мира соберутся в большое древо в Бурятии
В Бурятии пройдет встреча староверов мира «Путь Аввакума»