В общей сложности около 120 иностранных граждан лишились с начала года возможности торговать на розничных рынках Улан-Удэ. Именно с таким количеством гастарбайтеров были расторгнуты трудовые договоры после вступления в действие ноябрьского постановления правительства РФ, устанавливающего допустимое количество иностранцев, которые могут работать в сфере розничной торговли на территории России
Первоначально меры по отношению к трудовым мигрантам предполагалось принять значительно более жесткие. Под полный запрет на осуществление трудовой деятельности в сфере розничной торговли должны были попасть практически все категории гастарбайтеров. Но через месяц после принятия постановления федеральным Минздравсоцразвития были подготовлены «разъяснения о порядке применения» этого документа, которые в значительной степени сузили круг «мигрантов нон-грата». А в результате экономический эффект от принятия постановления оказался едва ли не нулевым.
На открытой торговой площадке ТЦ «Тумэр морин», что в районе Стрелки, основную массу торгующих по-прежнему составляют приезжие. Люди с восточной внешностью преобладают за прилавками с обувью, одеждой, электроприборами и прочим ширпотребом. Ведут себя достаточно спокойно и на вопросы отвечать не отказываются. Как объяснил один из торговцев, в последнее время здесь было проведено столько проверок и рейдов, что часть предпринимателей, не имевших всего пакета разрешительных документов, сочла за лучшее временно свернуть свою деятельность.
— Моя семья переехала из Ташкента в Бурятию двадцать лет назад, — говорит молодой мужчина, представившийся Мишей. — Давно получили гражданство и осели здесь на постоянное жительство. А вот многие мои земляки собираются вернуться домой, потому что работать сейчас становится невыгодно. Говорят, на месте этой площадки будет построено крытое помещение, куда мы все вынуждены будем перебраться. Это отразится на ценах на наш товар. Боюсь, покупателей будет намного меньше.
Опасения челноков-гастарбайтеров можно понять. Если сегодня в качестве арендной платы за свои законные три метра они платят 3600 рублей и еще как-то сводят концы с концами, то, перебравшись в более комфортные условия, могут потерять всю свою клиентуру. Впрочем, постепенное сокращение торговых площадок под открытым небом, различных вещевых и «блошиных» рынков» — тенденция, которая проявляется не только у нас в республике.
— Уже в нынешнем году планируется возведение на территории торгового центра крытого рынка, — подтверждает догадки торговцев администратор ТЦ «Тумэр морин» Ольга Шац. — Поскольку мы частное предприятие и финансирование нового объекта полностью ляжет на нас, арендная плата, безусловно, возрастет. Зато те, кто сделает выбор в нашу пользу, будут избавлены от назойливого внимания тех, кто проверяет выполнение правительственного постановления. Его действие, как нам разъяснили специалисты миграционной службы, не распространяется на работников торговых центров и комплексов.
А пока у гастарбайтеров, имеющих статус «временно пребывающих» на территории России, есть несколько вариантов легализовать свою деятельность. Во-первых, получить так называемый вид на жительство или право на временное проживание. Во-вторых, попытаться добиться российского гражданства. И, наконец, оформить свой бизнес на кого-то из местных. Последний вариант, по свидетельству Ольги Шац, стал пользоваться популярностью в прошлом году, когда несколько ИП было оформлено на местных жителей из числа тех, кто не задает лишних вопросов. Но опустившиеся люди тогда проявили завидную смекалку и успешно обобрали-обворовали своих работодателей. С тех пор этот путь решения проблемы отпал как-то сам собой.
Вообще-то принятие запретительных мер первоначально преследовало цель освободить места на розничных рынках как раз для наших сограждан, оказавшихся в силу каких-то причин не у дел. Но особого эффекта за три месяца действия 683-го постановления почему-то не выявлено. Местные не очень охотно идут заполнять образовавшуюся нишу, предпочитая совсем другие виды деятельности. А те, кто все-таки пришел на смену гастарбайтерам, особого трудового рвения не проявляют.
Если те же киргизы, узбеки, монголы очень дисциплинированны и готовы трудиться с раннего утра и до позднего вечера, то наши сограждане могут развернуть свои рабочие места в 11.00, а закончить торговлю в 16.00. Понятно, что особых барышей такой режим работы не приносит.
Добавляет неразберихи в эту ситуацию и то обстоятельство, что проверяющие из различных ведомств не совсем четко себе представляют, на каких именно торговых точках нужно контролировать соблюдение вновь принятых законодательных актов. Как уже говорилось, под действие постановления не подпадают торговые центры и комплексы, не совсем понятна ситуация с мини-рынками. Даже по отношению к немногочисленным оставшимся розничным рынкам («Маяк», «Крестьянский», «Тумэр морин», «Туяа», «Сагаан морин») есть вопросы.
— Иностранные граждане могут торговать в тех же бутиках «Сагаан морин», вообще во всех стационарных зданиях, которые имеют статус торгового центра, — комментирует ситуацию специалист Управления Федеральной миграционной службы по РБ Надежда Бурдуковская. — На розничных рынках такого права временно пребывающие на территории страны лишены, но они могут использоваться в качестве обслуживающего персонала — грузчиков, разнорабочих, уборщиков.
На апрельской сессии Народного Хурала республики будет рассматриваться местный законопроект о розничных рынках. По замыслу его разработчиков из комитета по земельным вопросам, аграрным вопросам и потребительскому рынку, он должен внести, наконец, ясность в вопрос о том, как будет организована работа этих рынков в современных условиях. Документ предполагается принять сразу в двух чтениях.
Общество
1633
Хотели как лучше, а получилось...
Местные жители пока не стремятся заполнить освободившиеся торговые места