Первого июня истекает срок, отведенный России для решения проблемы, считающейся главным препятствием на пути ее вступления в ВТО
Речь идет о вопросах, связанных с нарушением авторских прав. Но, несмотря на видимую активность правоохранительных органов и регулярные сюжеты по телевидению об уничтожении очередной партии контрафакта, меньше пиратской продукции на прилавках не становится.
Достаточно пройти по многочисленным салонам и киоскам Улан-Удэ, торгующим компьютерными дисками, чтобы убедиться в том, что регулярные рейды милиции особого впечатления на торговцев пока не производят. Хотя реквизированная в ходе проверок контрафактная продукция коробками вывозится на свалку и попадает под нож экскаватора, на ее место тут же выставляется новая партия нелицензированного товара. Во многом такая неэффективность обуславливается мягкостью наказания. В подавляющем большинстве случаев нарушители несут административные наказания и отделываются небольшими штрафами.
В начале года Госдума приняла во втором чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, поднимающие срок наказания за производство, сбыт и использование поддельной продукции с пяти до шести лет. Как заметил в связи с этим журнал «Коммерсант-Власть», «при желании по этой статье можно посадить любого, включая самих депутатов Госдумы».
Можно, но ведь не садят. По всей огромной России в прошлом году до суда было доведено лишь 13 уголовных дел. В Бурятии до судебного приговора по статье 146 ч. 2 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» было доведено дело в отношении индивидуального предпринимателя Федосова, который контрафактную аудиовизуальную продукцию реализовывал через свой магазин. Бизнесмена оштрафовали.
А штрафы в размере нескольких минимальных зар-плат способны вразумить разве что самых пугливых.
— У меня были в прошлом году проблемы с правоохранительными органами, — говорит владелец нескольких киосков по продаже аудиовидео-продукции индивидуальный предприниматель Алексей М.
— В ходе проверки реквизировали часть товара и оштрафовали на несколько тысяч рублей. Но, поскольку такие рейды на окраине города редкость, пока свой бизнес сворачивать не собираюсь.
Основные усилия сотрудников Управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке направлены на проверки крупных, по меркам Улан-Удэ, сетей магазинов наподобие «Видеолэнда», «Пирамиды», «Акцента». Их география охватывает центр города и наиболее густонаселенные микрорайоны. Здесь результаты деятельности правоохранительных органов дают положительный эффект — после очередной проверки с прилавков и стеллажей пиратские диски действительно исчезают.
Но уже по прошествии некоторого времени контрафакт из подсобных помещений и складов снова благополучно перемещается на прежнее место. Далеко не у каждого найдутся в кошельке лишние несколько сот рублей, чтобы приобрести пусть и качественный, но очень уж дорогой диск.
Зато контрафакт — будь это отштампованный в каком-нибудь подпольном цехе в Иркутске, Красноярске или Новосибирске (это основные каналы поступления в нашу республику) полностью пиратский диск или так называемая «серая» (полузаконная) продукция, снабженная всей необходимой маркировкой и изготовленная на вполне легальных предприятиях, — расходится на ура.
— Я собрал большую видеотеку, насчитывающую несколько сот дисков с фильмами, — говорит военнослужащий Сергей Путилов. — Здесь и классика зарубежного кино, и отечественные сборники с новинками проката. Вряд ли я смог бы это сделать даже при моей сравнительно неплохой зарплате по тем ценам, которые просят за лицензионные диски. Что касается низкого качества контрафактной продукции, то из огромной массы всегда можно выбрать что-то приемлемое…
Впрочем, у специалистов по борьбе с контрафактной продукцией на этот счет свое мнение.
— Любой пиратский диск легко отличить от лицензионного, — считает старший инспектор Управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МВД РБ Евгений Бурлаков. — Обычно это наличие более чем двух фильмов на одном диске, отсутствие прокатного удостоверения и номера лицензии на его внутреннем кольце. Нередко на них вообще не бывает никакой информации. О подпольном происхождении говорит и синяя рабочая поверхность диска.
Весь контрафакт интеллектуальной продукции завозится в республику из близлежащих регионов. Во всяком случае, ни одного доказанного факта производства на территории Бурятии пока нет. Обо всех случаях распространения подобной продукции предлагается сообщать по телефону МВД
21-30-33. Вот только желающих позвонить по этому номеру пока не слишком много.
Можно ли противопоставить засилью контрафактной продукции реальный заслон? В марте ведущие компьютерные фирмы Бурятии подписали меморандум о нераспространении контрафактного программного обеспечения и противодействии пиратству в сфере информационных технологий. Если вспомнить, что еще совсем недавно лицензионный Windows стоял на одном компьютере из ста, подвижки налицо.
Общество
1796
Игра в кошки-мышки по-рыночному
Борьба с контрафактной продукцией протекает в Бурятии с переменным успехом