Глава буддистов России в минувшую пятницу вернулся из Москвы, где вместе с другими представителями традиционных конфессий присутствовал при представлении очередного послания президента страны Федеральному Собранию РФ. Мы попросили Хамбо ламу рассказать о своих впечатлениях
— Какой отпечаток на выступление В.В. Путина наложила кончина первого президента России?
— Действующий глава государства сполна отдал дань уважения Борису Николаевичу Ельцину. То, что в связи с похоронами была перенесена дата выступления, — это понятно. Как и то, что перед началом своего выступления президент попросил присутствующих почтить память Ельцина минутой молчания. А вот предложение о создании президентской библиотеки, которой будет присвоено имя Ельцина, на мой взгляд, было внесено в текст послания уже после свершившегося факта.
Я вообще нахожу в этой идее некий сакральный смысл. Имя первого президента России теперь будет ассоциироваться с книгами, знаниями. Россияне с малых лет, воспользовавшись услугами этой библиотеки, будут знать, кто такой Борис Николаевич Ельцин.
— У Вас собственное отношение к Ельцину…
— В 1995 году он поздравил меня с избранием на пост руководителя буддистов страны. Тем самым он подтвердил институт пандито хамбо лам и отношение к нему со стороны первых лиц Российского государства. Оно имеет давние традиции и берет начало еще с времен первого Хамбо ламы Д.-Д. Заяева, учениками которого все мы являемся. Поэтому для меня было важно отдать долг уважения этому человеку и прийти попрощаться с ним в храм Христа Спасителя.
— Во время телетрансляции многие обратили внимание, что Вы сидели в ряду священнослужителей…
— Мы все сидим на заранее отведенных местах. По правую сторону от меня действительно сидели представители мусульман России. А вот слева обычно располагается Элла Памфилова или Владимир Лукин. Видимо, буддизм в нашей стране ассоциируется с правами человека.
— Для Вас это не первое послание президента, которое Вы имели возможность услышать напрямую. Чем оно отличается от предыдущих?
— Особенного, ярко выраженного отличия не было. Кроме, может быть, «лирического отступления» в самом конце. Все мы, приглашенные в Кремль, понимали, что это должно было быть особое выступление — мол, что скажет президент напоследок. Но такого ощущения, будто это последнее обращение Путина, не было.
В послании говорилось о планах развития страны на несколько ближайших лет, было много конкретных вещей. О том, что нужно сделать в сельском хозяйстве, в ЖКХ, как должна развиваться нефтегазовая отрасль. Например, многих присутствующих поразил факт, что потери при добыче и транспортировке нефти и газа составляют почти три процента от валового внутреннего продукта и сопоставимы с бюджетом военно-промышленного комплекса.
Много внимания в выступлении Владимира Владимировича было уделено людям старшего возраста. Я обратил на этот момент особое внимание, потому что эти проблемы мне близки. Судьба жильцов-ветеранов дома на улице Ермаковской, 37, постоянно в поле моего зрения. Поэтому я разделяю акценты, расставленные в этом вопросе президентом, о том, что все ветераны заслуживают достойных жилищных условий.
Конечно, обратило на себя внимание то, что впервые такие большие средства будут направлены на развитие нано-технологий. При этом Путин особо подчеркнул, что каждый россиянин сможет воспользоваться достижениями этих современных технологий. Вообще, наравне с вложениями в образование использование передовых достижений науки названо в послании самыми перспективными сегодня направлениями инвестиций.
И, наконец, неожиданным стало предложение о второй электрификации России. Государство утроит свои вложения в энергетику и будет строить новые электростанции в Сибири и на Дальнем Востоке, что особенно приятно.
Сама суть этого послания, мне кажется, была такой — назвать основные направления развития страны, по которым будет работать следующий президент. Присутствие Путина в следующие годы будет ощущаться через такую последовательность в экономической политике. Поэтому сказать, что Путин уходит, было бы неправильным. Если даже он уйдет с поста президента, он всегда будет присутствовать. В ближайшие несколько лет точно.
Он не сказал, что это его последнее выступление. Для меня как буддиста приятно, что он не использовал именно это слово. Он лишь сказал, что доклад в будущем году будет делать следующий президент. Но сложилось вместе с тем такое ощущение, что для себя он не подвел итог, не подвел черту. Без надрыва, спокойно он закончил свою речь и поблагодарил присутствующих. Во всяком случае, мое личное ощущение таково.
Общество
1487
Хамбо лама Дамба Аюшеев: «Даже уйдя, Путин все равно останется»
Глава буддистов России в минувшую пятницу вернулся из Москвы, где вместе с другими представителями традиционных конфессий присутствовал при представлении очередного послания президента страны Федеральному Собранию РФ. Мы попросили Хамбо ламу рассказать о своих впечатлениях