— Я вынуждена своего маленького сынишку отправить в деревню, чтобы не сделать его инвалидом, — сетует Соелма Лыгденова, жительница дома № 8 в 148-м квартале
Вот уже несколько лет семья Соелмы Лыгденовой живет в экстремальных условиях: стены квартиры покрыты черным налетом плесени. В жилище устоявшийся запах сырости. Причину появления влаги за последние два года выявить так и не удалось. Усугубляет общую картину постоянный холод. Зимой обитатели квартиры вынуждены спать одетыми.
Управляющая организация «Южное», в ведении которой находится этот дом, по договору управления не несет никакой ответственности за обслуживание внутридомовых сетей, хотя и берет за это плату.
В подобной ситуации может оказаться любой житель города. Организации, созданные на базе ЖЭУ, теоретически должны обеспечивать предоставление коммунальных услуг и отвечать за подачу тепла, воды, прием стоков, за обслуживание имеющихся в доме инженерных сетей. Но фактически они являются подрядными организациями по содержанию и ремонту инженерного оборудования и общего имущества жильцов. А вот обслуживать внутридомовые системы может только то лицо, которое предоставляет коммунальные услуги. Продают их ресурсоснабжающие организации, в Улан-Удэ это ТГК-14 и ОАО «Бурятэнергосбыт», но ответственность несут только до места входа коммуникаций в дом. Так что, если жилой дом останется без тепла и воды, будет некого привлечь к ответственности.
Бывают случаи, когда и за ликвидацию аварий с жильцов взимают отдельную плату, хотя аварийное обслуживание входит в плату за содержание жилья.
— За первый квартал этого года число людей, обратившихся к нам из-за квартирных проблем, по сравнению с прошлым годом увеличилось вдвое, — сообщила Виктория Казыкина, специалист Республиканской службы госжилинспекции. — Пока не проведена экспертиза, трудно сказать, почему в квартире холодно. Но в любом случае собственник имеет право платить за коммунальные услуги, сделав перерасчет за тепло. В случае с Лыгденовой, скорее всего, присутствует строительный брак.
По логике вещей, должна отвечать за подачу тепла в квартиры управляющая организация. Но ее функции ограничиваются услугами по содержанию и ремонту общего имущества. Трубы, протянутые в самой квартире, контролирует только собственник.
— Хоть это и не входит в наши обязанности, мы установили в квартире трубы, чтобы подсохли стены, — говорит Светлана Найданова, руководитель управляющей организации «Южное». — Утеплили межпанельные швы. Просим жильцов этой квартиры открывать форточки и обогреваться масляными радиаторами. Перевели их на общедомовой счетчик — затраты на электроэнергию берем на себя. А у них долги по квартире, по рукам-ногам нас связывают.
Трудно обвинять семью Лыгденовых, которые не хотят жить в холодной квартире с открытыми окнами, ложиться в сырую постель, надевать влажную одежду.
— У нашей 65-летней бабушки от постоянной сырости заболели суставы, — говорит Соелма. — Да что о ней говорить, если у меня, молодой женщины, такие же проблемы со здоровьем.
В феврале этого года Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ рассмотрел иск республиканской общественной организации «Союз потребителей», в том числе и к управляющим организациям города. Истец потребовал от них обязательного заключения договоров на оказание коммунальных услуг населению. Это касалось и услуг отопления. Но это требование судом не было удовлетворено, поскольку управляющие организации отвечают только за общее имущество: содержание и ремонт крыши, лестничных проемов, лифта.
— Я могу посоветовать только сделать ремонт и продать квартиру, — говорит Игорь Баертуев, адвокат. — Есть второй вариант — обратиться в суд.
Общество
1602
«Сырое» обслуживание
Управляющие компании никакой ответственности за содержание внутридомовых сетей не несут, а плату за это берут