Общество
2128

Летчик-испытатель из Бурятии стал Героем России

Это звание Тайгибу Толбоеву присвоено 8 мая указом президента Путина

Полковник Толбоев, заместитель начальника военного представительства на Улан-Удэнском авиационном заводе, старший летчик-испытатель ОАО «УУАЗ», удостоен высокого звания «за мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники», сообщает пресс-служба Кремля



Любовь к небу у летчика-испытателя, родившегося в ауле Согратль Гунибского района Дагестанской АССР, началась с детства.
— Над нашим селом часто летали Ан-2, за которыми мы, мальчишки, любили наблюдать, — рассказывает Тайгиб Омарович. — В то время, в начале шестидесятых, очень много писали о нашей авиации, почта высылала по заказу модели планеров, которые я вместе с братом с удовольствием собирал, а потом запускал их в небо. Особенно увлекся самолетами мой старший брат Магомед, который потом поступил в Ейское высшее военное авиационное училище. Брат учебу закончил, я поступил туда же.
Первый свой полет летчик помнит в мельчайших подробностях. Это было 25 октября 1975 года в городе Батайске Ростовской области, когда Тайгиб учился на первом курсе. В тот день шел дождь, было облачно, а ему предстояло совершить первый самостоятельный полет на Л-29. Летчик-инструктор Александр Вирзум дал добро на вылет.
— Когда я взлетел, то испытал такое чувство... Трудно передать, — вспоминает Толбоев. — Страха не было, была радость необыкновенная, гордость, что я один и лечу! Не верилось, что это происходит со мной. Полет по кругу длился всего 15 минут, а мне показалось, что прошла вечность. Когда приземлился, угостил своего инструктора, техника и курсантов папиросами — это такая традиция у летчиков отмечать первый самостоятельный полет.
За долгие годы службы приходилось Толбоеву метать бомбы с заданного расстояния: и со ста метров, и с десяти тысяч. Главной его задачей было подтвердить на практике точность прицельно-авиационного комплекса, то есть выпустить ракету точно в цель. И это ему удавалось.
Сложных ситуаций в жизни Героя случалось множество, бывали случаи, когда летчик готов был катапультироваться. А однажды даже было падение: 8 августа 1995 года в районе поселка Каменск Кабанского района вертолет Ми-8 попал в сильные вихревые потоки, из-за чего машина врезалась в гору. Командир экипажа Толбоев и второй пилот получили травмы, а бортинженер погиб.
На авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре во время испытания самолета Су-17 М4 полностью отказала гидросистема. Произошло это буквально через несколько минут после взлета. Летчик успешно выполнил аварийную посадку.
В 1993 году во время полета на Су-25 произошел отказ гидроцилиндра. Это было в Заиграевском районе Бурятии. При снижении скорости нос самолета сильно задирало вверх. При снижении оборотов машина начинала падать. Летчик принял решение катапультироваться, но самолет вдруг послушался. На большой скорости Толбоеву удалось совершить посадку в конце полосы.
Есть в биографии Тайгиба Омаровича и боевые страницы. В августе-сентябре 1999 года он принимал участие в защите родного Дагестана от вторжения банд чеченских и международных террористов. Летчик вывозил из зоны боевых действий раненых бойцов, эвакуировал мирных жителей, доставлял в сражающиеся части подкрепление и грузы, перевозил командование войсковой группировки.
За мужество и героизм Тайгибу Толбоеву осенью 2006 года было присвоено звание Народного Героя Дагестана и вручена медаль «Золотая Звезда». А «Золотая Звезда» Героя России заслуженному летчику РФ будет вручена в ближайшее время в Москве.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях