Мстислав Ростропович скончался на восемьдесят первом году жизни. Но великий виолончелист жив
в воспоминаниях его бурятского друга и коллеги Михаила Лазаревича Балдаева, дирижера Бурятского театра оперы и балета
На втором курсе Уральской консерватории Михаил Лазаревич поступил по конкурсу в Свердловский симфонический оркестр. Страсть к дирижированию возникла именно в этом высокопрофессиональном коллективе с обширным репертуаром.
В Свердловске и произошло знакомство двух виолончелистов-дирижеров. В 1973 году у Ростроповича шли «исторические концерты» — так назвали сами музыканты программу произведений для виолончели с оркестром. Уже тогда Ростропович стал персоной нон-грата у советской власти. Поэтому, когда они с Галиной Вишневской прилетели в Улан-Удэ, правительство рекомендовало не освещать приезд опальных музыкантов и воздержаться от каких-либо контактов с ними.
Но талант Ростроповича и прекрасное сопрано Вишневской уже тогда были окутаны легендами. И единственным человеком, не испугавшимся предупреждений министров об опасности, был Михаил Балдаев.
Как рассказывает Михаил Лазаревич, неофициальной причиной приезда двух звезд была тяжелая болезнь Галины Вишневской. Многочисленные обращения к официальной и неофициальной медицине ни к чему не привели. После визита на бурятскую землю и консультации знаменитого травника Галдана Линхобоева здоровье примадонны оперной сцены пошло на поправку.
Чтобы принимать столь высоких гостей в нашем уютном, но все-таки провинциальном городе в 1973 году, когда на прилавках ничего не было, семье Балдаевых пришлось доставать продукты через высшие торговые инстанции. Как вспоминает Балдаев, на ужине случился казус. Мстислав Леопольдович, как убежденный христианин, держал Великий пост. Это был последний день поста. Но блюда бурятской кухни выглядят так соблазнительно! Все присутствующие ждали двенадцати часов, когда истекут последние минуты Великого поста и Ростропович сможет отведать позы, саламат, бухулер…
Утром после застолья состоялись проводы дорогих гостей. Прощаясь, Галина Павловна обратилась к супруге Михаила Лазаревича Алле Галдановне с просьбой достать ей шкурки баргузинского соболя на манто.
Ответный визит Михаила Лазаревича в Москве проходил не в городской квартире Ростроповича, а на даче Мстислава Леопольдовича. Не смея мешать распевающейся супруге, дирижер положил свою драгоценную виолончель прямо в багажник и повез Михаила Лазаревича в Жуковку. Четырехэтажная дача. Трехкомнатная пристройка, в которой жил некоторое время Александр Солженицын. Гараж Мстислава Леопольдовича на пять машин: рабочий БМВ, парадный мерседес, загородный лендровер…
Через несколько месяцев Ростропович и Вишневская покинули СССР. Любые контакты с диссидентами карались. Исторический приезд легенды мировой классической музыки оставил после себя несколько пожелтелых фотографий и теплые воспоминания.
Михаил Лазаревич, всегда чувствовавший с Ростроповичем духовно-творческую связь, тяжело пережил известие о кончине мэтра. Осталось фото далеких пятидесятых — времени самого первого приезда Мстислава Ростроповича — с автографом из семидесятых: «Дорогим друзьям Аллочке и Мише», а с обратной стороны: «На добрую память Мише — коллеге сразу в двух областях — виолончели и дирижерстве».
Михаил Балдаев на днях стал заслуженным деятелем искусств Российской Федерации. В оперном театре говорят: «Награда нашла героя». За пятьдесят пять лет творческой деятельности лучшему балетному дирижеру театра только сейчас довелось получить долгожданное звание — событие действительно экстраординарное.
Общество
1845
Ростропович лечил жену в Бурятии и ел саламат
Великий виолончелист в опальные годы приезжал в гости к своему большому другу и коллеге Михаилу Балдаеву