Масштабные вырубки в природных заказниках грозят уничтожением всего живого
Сегодня в 11 из 13 существующих на территории республики государственных заказниках ведутся массовые вырубки леса. В Управление Россельхознадзора по Республике Бурятия валом идут докладные от госинспекторов на местах о многочисленных нарушениях природоохранного законодательства. Особенно тревожная ситуация сложилась в заказниках «Кижингинский», «Узколугский» (Бичурский район) и «Ангирский» (Заиграевский район).
— Недавно по телевидению показывали, каким варварским способом заготавливают древесину в Читинской области, — говорит Степан Заливин, старший госинспектор отдела охотнадзора РСН. — Так вот, на некоторых наших заказниках картина ничуть не лучше. Из поездки в Кижингу мы привезли видеоматериалы, которые свидетельствуют, как лесопользователи осваивают выделенные участки.
Кадры, отснятые специалистами охотнадзора в местности Хуригат, действительно впечатляют. По лесу как будто ураган прошелся — поваленные деревья буквально в 10—15 метрах от уреза водоемов, многочисленные свалки мусора, захламленные истоки ручьев. По руслам ключей располагаются верхние склады древесины. Нарушения технологии заготовки древесины можно перечислять бесконечно. Видавшие многое инспекторы только качали головой, глядя на весь этот разор.
Если говорить откровенно, то заказникам объявлена настоящая война. Как правило, лесхозы не согласовывают выделение лесосечных участков с администрацией заказников. В среднем территория заказника составляет 30—40 тысяч гектаров, и, когда полтора десятка лесопользователей начинают одновременные рубки леса, вся живность вынуждена спасаться бегством. Еще до 2005 года плотность и численность ценных животных в госзаказниках была значительно выше, чем на сопредельных территориях. Сегодня она практически сравнялась, и изюбра, косулю, лося, диких козлов здесь встретить можно все реже.
Чем же так привлекают заказники? Ответ прост — доступность. Здесь и подъездные дороги есть, и до железной дороги не очень далеко. А для коммерсантов низкая себестоимость — это главное.
Лесхозы, занимающиеся отводом делян под заготовку древесины, и раньше особо не считались со статусом заказников. Хотя положением о госзаказниках на их территории запрещены все виды охоты и геологоразведочных изысканий и вообще любая деятельность, изменяющая гидрологический режим территории, а также так называемые рубки главного пользования, на деле они частенько не соблюдаются. В том же заказнике «Кижингинский» в мае нынешнего года лесопользование осуществляют сразу девять физических и одно юридическое лицо. Объем запланированных рубок при этом составил 9 тысяч кубометров древесины.
Межведомственная комиссия приняла решение о временной приостановке здесь лесозаготовок до 1 ноября нынешнего года. До этого времени, возможно, удастся решить вопрос о выделении особо защитных участков на территории госзаказников, которое позволит хотя бы частично самортизировать наносимый масштабными вырубками ущерб фауне.
Общество
2004
Обитель коЗла
Масштабные вырубки в природных заказниках грозят уничтожением всего живого