Общество
2236

Семейские Кулибины, писатели и силачи

Известные люди республики гордятся своим происхождением



Леонов научит всех жонглировать гирями
Знаменитый гиревик из Бурятии, рекордсмен России и мира Сергей Леонов точно знает, что его предки и по отцовской, и по материнской линии были семейскими, но себя по-настоящему семейским он все же не ощущает.
— Я просто российский человек, — признается заслуженный мастер спорта России. — Знаю, что у семейских в доме и во дворе всегда идеальный порядок. Сам я тоже всегда стараюсь, чтобы везде было прибрано, чтобы не было стыдно перед людьми.
Дед Леонова, как и водится у семейских, никогда не пил и не курил. Эта традиция передалась и внуку, который стал известным спортсменом.
— Гиревой спорт вышел из народа, а сами гири зародились от гиревых весов, — рассказывает мастер спорта. — Семейские всегда стремились показать свою силу, у них были свои игры и забавы. Например, кидали весовые гири через заплот (забор. — Авт.) или через ворота, поднимали гирю жимом.
На встрече старообрядцев мира будут спортивные соревнования, в программу включен и гиревой спорт. Сергей Леонов будет старшим судьей. Шесть победителей соревнований будут награждены денежными премиями. Дополнительный приз будет вручен абсолютному победителю, совершившему наибольшее количество подъемов, независимо от весовой категории.
В перерыве между соревнованиями в течение всего дня можно будет полюбоваться, как представительницы слабого пола жонглируют гирями. Всех желающих Сергей Трофимович обещает обучить за два дня соревнований гиревому спорту и жонглированию.



Депутат взялся за перо
Владимир Павлов, депутат Народного Хурала, председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, родился и вырос в улусе Шибертуй, поэтому хорошо знает бурятский язык. Оттуда родом известный бурятский поэт Дондок Улзытуев. Кроме него, еще шесть поэтов и писателей из Шибертуя были членами Союза писателей Бурятии. Может быть, это обстоятельство сыграло роль в том, что и Павлов взялся за перо.
— Я не писатель, но решил сделать к восьмидесятипятилетию села Новосретенка подарок — написать книгу о нем и его жителях. Когда начал писать, вспомнил, что дочь, будучи школьницей, собирала словарь семейских говоров. Я ей предложил подключиться к работе и стать соавтором.
Бывший главный инженер, а потом и директор совхоза «Новосретенский» хорошо знает историю и традиции семейских Забайкалья. В предисловии к книге есть пожелание молодому поколению: не забывать историю села Новосретенка, своих предков и культуру семейских. Владимир Анатольевич скрупулезно знакомился с историческими документами, собирал фотографии, встречался со старожилами.
Кроме экскурса в историю, есть в книге и описание одежды новосретенских женщин, и масса фотографий, и словарь говоров старообрядцев села Новосретенка, а также песни и документы. Сам Владимир Анатольевич знает традиции семейских, поет в компаниях народные песни и гордится своей принадлежностью к этому гордому и трудолюбивому народу.



С любовью вспоминаю свое прошлое…
— Семья у нас была очень большая. Жили все вместе: бабушка, дедушка, дети, внуки — как и положено у семейских, — рассказывает Любовь Козлова, заведующая организационным отделом Улан-Удэн-
ского городского Совета депутатов. — Я родом из села Шаралдай Мухоршибирского района, мой земляк Исай Калашников в детстве дружил с моим отцом.
В доме Павлуцких (девичья фамилия Козловой. — Авт.), как и положено, был иконостас. К праздникам готовились всей семьей: мыли, скоблили, красили, а маленькая Люба вместе с бабушкой чистила иконы золой. На Пасху во дворе обязательно вешали качели, а на Троицу выезжали в лес.
Бабушка постоянно носила семейскую одежду, вставала раньше всех, чтобы успеть завязать кичку. Дедушка до последнего работал наравне со всеми. Жили Павлуцкие хорошо, дружно вели хозяйство. Каждый год зимой собирали сосновые и еловые шишки, для детей это был самостоятельный заработок. Мама на Новый год всем четверым детям и себе шила маскарадные костюмы, своими руками делала игрушки. Отец вырезал наличники, а дом, которому сейчас больше ста лет, красили дети. Любу и ее сестер с раннего возраста научили прясть пряжу, вязать и прочим женским премудростям.
Любовь Филипповна бережно хранит старые семейные фотографии и мечтает написать воспоминания о жизни своих близких.
— Отец знал всю родословную, но мы ничего не записали, о чем я очень сожалею. Сейчас я собираю фотографии бабушки, дедушки, хочу все вспомнить и записать для своих детей.



Цыганенок из Бичуры
Идея организовать встречу старообрядцев мира принадлежит Леониду Белых, генеральному директору ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Был он как-то в Австралии и повстречал там староверов, которые живут в рубленых домах и соблюдают народные традиции. Они поинтересовались, бывают ли в Бурятии встречи семейских. Этот вопрос и побудил нашего земляка, руководителя старообрядческой общины Бурятии, к проведению съезда старообрядцев мира.
Леонид Белых, коренной семейский, родился в исконно семейском селе Бичура. Каждый ребенок в семье с пяти-шести лет имел свои обязанности. Маленький Леня очень любил коней, за что его и прозвали Цыганенком. Когда в деревне начинался сенокос, ему приходилось возить копны сена.
Троих детей Белых воспитывали в большой строгости. Отцу достаточно было строго посмотреть на сына, если он что-то не выполнил. Наказание было «страшным» — мальчишек не пускали в кино.
Бабушка Леонида была человеком верующим, а вот отец — ярый коммунист, поэтому старушке приходилось прятать иконы под подушкой.
Руки у Леонида и других представителей сильной половины семьи, как и у многих семейских мужчин, золотые. Это бичурские Кулибины — они все делали сами: тракторы, фотоаппараты. А Леонид первым в деревне собрал радиоприемник.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях