—?Сказали: если Слава продолжит перевозки, то увижу его только мертвым, — говорит Любовь Балуева
Ее семье не только угрожали, но даже поджигали дом. Их проблемы?— лишь один из эпизодов войны между «бригадами» водителей за выгодный маршрут пассажирских перевозок.
Владислав Балуев из ИЧП «Толстихин» начал ездить по маршруту Улан-Удэ?— Баргузин четыре года назад, когда, по его словам, на этом рейсе работала лишь одна бригада из восьми водителей. Но в феврале этого года, как утверждает перевозчик, появились конкуренты — ИЧП «Трифонов», позднее вошедшее в состав ООО «Межтранссервис», — и сразу стали претендовать на самое прибыльное время, 8.00 утра, когда машины «загружаются» быстрее всего. Первое столкновение между конкурентами случилось в начале марта, когда «новенькие» приехали на автовокзал пораньше и заняли места, на которых традиционно стояли «старики». Дошло до драки. «Трифоновцы», как говорит Балуев, стали бить стекла в машинах его бригады и даже отбирать сумки у пассажиров их машин и уводить в свои авто. За несколько дней до этого неизвестные звонили Балуеву домой и предлагали добровольно уйти с маршрута. Вскоре на участки Балуевых и их соседей Тухотулиных, проживающих в поселке Баргузин, кто-то бросил бутылки с зажигательной смесью.
—?Я стирала, как вдруг залаяла собака, я выбежала на улицу, и эти люди скрылись,?— вспоминает Любовь Балуева,?— от неожиданности они бросили спички и не успели поджечь бутылку.
Константин Чужакин, генеральный директор ООО «Межтранссервис», отрицает факты нелицеприятной конкуренции с их стороны. Он рассказал, что раньше по маршруту Улан-Удэ?— Баргузин ездили три бригады. В этом году было решено объединиться, составить сводный график движения автобусов, утвердить их в Министерстве промышленности РБ и ООО «АТП «Баргузинское». По его словам, все согласились с предложением.
—?Однако Балуев и еще шесть человек отказались и сейчас они работают, не имея паспорта маршрута, договора с Минпромом,?— утверждает Чужакин.
В общей сложности этой весной по республике произошли десятки столкновений между перевозчиками.
Наиболее опасный конфликт случился 10 мая рано утром, когда при выезде из гаража обстреляли машину Юрия Кузнецова, работающего на маршруте Усть-Баргузин— Улан-Удэ. Он рассказал, что первая пуля пробила окно справа от водителя и влетела в салон. Осколками стекла порезало лицо родственницы перевозчика, ехавшей с ним. Вторая пуля попала в заднюю часть автомобиля.
—?Сразу после этого машину закидали булыжниками, разбили все стекла,?— вспоминает Татьяна, жена Юрия. На маршрут Кузнецов так и не вышел. По его словам, до этого была попытка поджечь их дом. Прокуратура пока не нашла виновных, хотя Кузнецов туда обращался, считая все инциденты делом рук своих конкурентов.
Владимир Непогодев, руководитель ООО «Круиз», фирмы-конкурента, считает, что конкуренции между их бригадами вообще нет. Основной довод таков: в рейсы они отправляются с ж.-д. вокзала, а Кузнецов с автовокзала, а потому даже не пересекаются.
—?Говорить можно все что угодно, он где и чем только не поливает, если и буду с ним конфликтовать, то только через суд,?— говорит Непогодев.
Виктор Баранов, руководитель транспортной инспекции РФ по Республике Бурятия, в курсе конфликта перевозчиков. По его словам, влиять на эту борьбу они не в состоянии. А могут лишь периодически проверять лицензии транспортных компаний. Проблема, говорит он, в отсутствии закона, который устанавливал бы правила игры.
Закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания», о котором говорит Баранов, прошел первое чтение в Госдуме три недели назад. Будучи принятым, этот документ станет единой для всей страны нормой, регламентирующей маршрутные перевозки. Сейчас собственные нормативные документы, регулирующие работу маршруток, есть лишь в 28 регионах РФ.
По новому закону местная власть сможет проводить конкурсный отбор перевозчиков исходя из потребностей пассажиров и имеющихся возможностей, включая пропускную способность дорог. Сейчас в Бурятии подобных конкурсов нет. Достаточно сдать необходимые документы в Министерство промышленности и транспорта, получить там «паспорт»?— и можно работать.
Согласно плану работы Госдумы, закон должен быть принят до конца года. Если это случится, заработает он в 2009 году.
Замминистра транспорта и связи РБ Виктор Потипалов, в ведомстве которого находится распределение и допуск машин на маршруты, не верит, что закон решит все проблемы.
—?Все останется так, как есть, — говорит чиновник. — Водители — люди специфичные, они все равно будут выяснять отношения друг с другом.
Общество
2185
Рискованный маршрут.
Война между перевозчиками в республике не утихнет, пока не изменятся законы