Предстоящие в декабре выборы в республиканский парламент пройдут по новым правилам игры — на кону тридцать три места в парламенте для депутатов, избранных по партийным спискам
Пока еще ни одно региональное отделение политических партий не определилось с кандидатами на выборах в Народный Хурал. Сейчас идет формирование региональных списков для участия в выборах в Госдуму РФ, которая будет полностью комплектоваться из партийцев.
Перед стартом
Своих возможных кандидатов в депутаты Госдумы уже презентовали «Единая Россия» и КПРФ. У «единороссов» в парламент выдвигается внушительная когорта — как отметил новоиспеченный партиец Геннадий Айдаев, попавший в потенциальные депутаты, «Е.Р.» может набрать в Бурятии 50 процентов голосов избирателей. Василий Кузнецов, депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия», и вовсе указал в качестве планки 80 процентов, заявив, что таким образом партия заимеет в Госдуме трех депутатов от Бурятии. Коммунисты в качестве известных персон заявили экс-генпрокурора Юрия Скуратова и первого секретаря Бурятского рескома Найдана Чимбеева. Сюрпризом стало появление в рядах кандидатов от КПРФ бывшего замминистра МВД РБ Вячеслава Мархаева, доселе в симпатиях к коммунистам не замеченного.
«Eдинороссы» пока никак не комментируют свои возможные партсписки на выборах в Хурал. В свою очередь, коммунисты планируют выдвинуть кандидатов в депутаты НХ и кандидата на должность мэра Улан-Удэ на втором этапе конференции Бурятского рескома КПРФ в сентябре.
— Кроме того, мы выдвинем кандидатов в Хурал по всем тридцати трем одномандатным округам, — заявил Найдан Чимбеев.
«Справедливая Россия» определяет будущих кандидатов в Хурал от партии уже сейчас. Как отметил Иринчей Матханов, лидер республиканских «эсеров», в первую очередь в списки попадут действующие депутаты НХ, состоящие в партии, и другие видные деятели.
— Учитываться будут различные критерии — национальность, возраст, пол, профессиональные и личные качества, — сообщил Матханов.
ЛДПР планирует выдвинуть в Хурал порядка двадцати человек. Причем первым номером в списках будет не глава БРО ЛДПР Иван Багрий, а фактический лидер местных «жириновцев» Игорь Бобков. Причем он же будет баллотироваться от партии и в Госдуму.
— Надеюсь, я окажусь тем «политическим тяжеловозом», кто протащит партию в Хурал, — заявил Игорь Бобков.
В БРО «Яблоко» пока идет работа по противодействию мэру Улан-Удэ — в пылу борьбы «яблочники» даже несколько позабыли о предстоящих выборах и о партийных списках даже не думали.
— Время еще есть, тем более все наши активисты и так на виду, — отметил Лазарь Бартунаев, председатель БРО «Яблоко».
Кто пройдет?
Стопроцентные шансы на попадание в Хурал пока есть у трех партий — «Единой России» «Справедливой России» и КПРФ. Куда более любопытно взглянуть на те силы, которые могут и не попасть в республиканский парламент. Популярность ЛДПР в Бурятии зиждется на «двух китах» — Владимире Жириновском и Игоре Бобкове.
Причем личный авторитет борца с коррупцией Игоря Бобкова тянет на себе все региональное отделение. Однако достаточно ли будет одного «политического тяжеловоза» в регионе, чтобы вытащить партию? Пользуясь футбольной терминологией, можно сказать, что БРО ЛДПР обладает довольно короткой скамейкой запасных, которые бы подставили плечо Бобкову. Тем более что с каждыми выборами ЛДПР стабильно теряет своих сторонников — национал-патриотическую нишу у лидера партии Владимира Жириновского успешно перехватывают другие силы, вроде бывшей «Родины».
Тем не менее лояльность к власти на федеральном уровне и уход президента РБ Леонида Потапова, с которым конфликтовал Бобков, могут обеспечить партии небольшое представительство в Хурале.
Непонятная ситуация складывается у «Яблока» — в Москве на эту партию практически никто не ставит. В то же время в Бурятии она развивает невиданную активность. Местные «яблочники» давно научились при минимуме финансов выжимать максимум информационных поводов и практически не слезают с газетных полос и телеэкранов.
Попадание партии в Хурал будет зависеть от многих факторов — от денег на избирательную кампанию, от избиркома, который может «перекрыть кислород», как это было в Петербурге и Карелии, и, естественно, от жителей Бурятии.
Несколько оживился в последнее время «Союз правых сил» — в Улан-Удэ уже распространяется партийная пресса. Видимо, БРО получило некоторые средства из федерального центра. Однако на публичности лидера местных «правых» Сергея Подпругина это никак не сказывается — как не было его видно ранее, так он не наблюдается и сейчас.
Позиции СПС в Бурятии серьезно подорвал уход Ирины Хакамады — популярная среди бурят, теперь она строит новую партию вместе с экс-премьером РФ Михаилом Касьяновым. Шансы СПС попасть в Хурал призрачны — в течение четырех лет после провала на думских выборах 2003 года БРО СПС не вело активной деятельности и ничем на республиканском уровне не отличилось.
Практически нет шансов у «Патриотов России», «Гражданской силы» и прочих — хоть они и мелькают изредка в СМИ, созданы они были в свое время только ради «откусывания» электората у более крупных игроков вроде КПРФ, СПС и «Яблока».
Общество
2303
Какие партии пройдут в Народный Хурал?
Предстоящие в декабре выборы в республиканский парламент пройдут по новым правилам игры — на кону тридцать три места в парламенте для депутатов, избранных по партийным спискам