— Мы в Тулунже недавно построили дом, вселились и мучаемся теперь, так как нет света, — рассказывает медсестра Елена Рыкенова. — Мы не самовольщики, у нас есть все документы, есть адрес и номер дома. Только оказалось, что свет здесь почему-то частный — кто-то построил несколько подстанций, и теперь с нас за подключение требуют двадцать пять тысяч. А где их взять, мы за одну только землю отдали двести тысяч
У женщины трое детей, двое из них студенты, третий — школьник. Скоро станет рано темнеть, поэтому мать обеспокоена, как ребята будут делать уроки в темноте. В столь первобытных условиях у Рыкеновых нет возможности ни погладить, ни постирать. Холодильник в доме отсутствует, продукты приходится покупать небольшими порциями, чтобы не пропали.
Местность Тулунжа относится к Советскому району Улан-Удэ. Городская администрация выделила гражданам земельные участки, но не обеспечила самым необходимым. Вода здесь появилась только нынешним летом, хотя заселение территории началось десять лет назад. Провести электричество высокое городское начальство тоже обещало, но люди не верят этим обещаниям.
Будет мучиться и семья учительницы Татьяны Бадмаевой, которая тоже приобрела участок в Тулунже, но дом еще не достроила. А Елена Борисова, мать четверых детей, одному их которых всего три месяца, света лишилась в этом году. До недавнего времени электричество у Борисовых было, но из-за накопившихся долгов лишились его — так распорядились владельцы частной подстанции, снабжающей около тридцати домов.
— Когда мы здесь начали жить десять лет назад, тоже мучились без света — подсоединялись то тут, то там, — рассказывает Дарима Цыренова. — В конце концов в 1998 году несколько семей скинулись и купили свой трансформатор. Иначе было нельзя, никто на нас внимания не обращал.
По словам Даримы Дамбаевны, жители Тулунжи куда только не обращались за помощью, в том числе и к мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву. Но… пришлось вкладывать свои средства. В настоящее время подстанцией владеют несколько семей, которые на правах собственников предлагают новоселам подключаться к ним, но за «кругленькую» сумму. Причем объяснить, куда уходят эти деньги, Дарима Цыренова толком не смогла. Сначала она объяснила, что все деньги уходят на столбы и пасынки, а потом выяснилось, что столбы и электрический кабель должны приобретать сами новоселы за дополнительную плату.
— Мы эти деньги не делим между собой, — заверила женщина, — у нас бывают долги, потери, приходится за это платить. Но даже если потерь не будет, мы вправе эти деньги между собой разделить.
Где взять такую крупную сумму новым жителям Тулунжи, владельцев подстанции не волнует, как не волнует их и то, что многодетная мать Елена Борисова за подключение к подстанции уже платила свои кровные. Не волнует их и то, сколько человек в семье пользуется электричеством — один или пять. Показания единственного счетчика, установленного на подстанции, они делят на всех поровну. Плюс собирают по тридцать рублей за то, что одна из владельцев подстанции собирает ежемесячную плату с потребителей по полтора рубля за киловатт (остальные горожане платят по 1 рублю 35 копеек. — Авт.). Напряжение, подаваемое в дома, очень слабое, иногда случаются перепады, но никто никакой ответственности за сгоревшие электроприборы и бытовую технику не несет. В случае каких-либо проблем нужно рассчитывать только на самих себя.
Все это, естественно, не устраивает ни Елену Рыкенову, ни Татьяну Бадмаеву, но что им делать в сложившейся ситуации, они не знают. К сожалению, выяснить, что ждет жителей Тулунжи в ближайшее время, не удалось. Евгений Горюнов, главный инженер МУП «ГЭС», отказался комментировать данную ситуацию.
Общество
1709
Жизнь в потемках
Жители Тулунжи вынуждены обеспечивать себя светом самостоятельно