Из-за сложной лесопожарной обстановки в республике объявлен режим «Чрезвычайная ситуация»
— Чтобы за сутки — 74 пожара, как сегодня, такого никогда еще не было, — прокомментировал Александр Моргунов, начальник ГУ МЧС России по РБ. — Даже в 2003 году доходило только до 60 пожаров. А сейчас горим на общей площади более 2700 гектаров.
Режим «Чрезвычайная ситуация» введен в Бурятии с шестого сентября решением специальной правительственной комиссии. Теперь доступ в лес ограничен, за этим будут следить патрули лесников, чиновников, сотрудников правоохранительных органов. В пяти наиболее пострадавших районах временно запрещена вырубка леса, кроме того, сами лесопользователи активно привлекаются к тушению огня. Проверку на оперативность и слаженность действий придется пройти вновь избранным органам местного самоуправления и, конечно же, самим лесникам. Более того, в случае ухудшения обстановки — а метеорологи прогнозируют, что «бабье» лето продлится весь сентябрь, — на борьбу со стихией готовы выйти военные и региональный центр МЧС России, базирующийся в Красноярске.
Поводом для введения особого режима послужило резкое увеличение количества возгораний в последние дни, в частности, крупный пожар, возникший в Баргузинском районе, в 12 километрах от населенного пункта Сухая. Он был обнаружен еще первого сентября на площади один гектар, но буквально за несколько дней огонь охватил 200 гектаров. Причиной стихии стали грозовые разряды, а ликвидация его осложнена труднопроходимостью местности. К счастью, угрозы населенным пунктам нет — в этом плане гористость ландшафта спасает.
В Баргузинском районе бушуют еще два крупных пожара — в 23 километрах от населенного пункта Токсохо на площади 230 гектаров и в 20 километрах от села Уро на площади 320 гектаров. В последнем случае виновником возгорания стало местное население, как и в пожарах на территориях Селенгинского и Хоринского районов размером 250 и 220 гектаров соответственно.
Кстати, позицию населения Александр Мартынов, руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства, оценивает как странную. По его словам, сообщения об обнаружении очагов возгорания от жителей республики поступают постоянно, но никакой помощи от людей не видно.
— Все как будто бы обеспокоены, но не принимают в тушении никакого участия, — рассказывает Александр Викторович. — Чуть ли не обвиняют нас — мы вот за грибами-ягодами пришли, а у вас тут все горит. Между тем в 98 процентах пожаров причина именно в местном населении.
В этом году лесники даже были вынуждены пойти на крайнюю меру: в Прибайкальском, Иволгинском, Баргузинском, Хоринском и Заиграевском районах запрещена заготовка древесины. Вместо этого бригады лесозаготовителей брошены на борьбу со стихией. По словам Александра Мартынова, в основном заготовители охотно откликаются, отказался лишь один предприниматель. Его ждет жесткое наказание — договор аренды с ним будет расторгнут. И вообще нынешняя критическая ситуация, как лакмусовая бумага, покажет, с кем дальше стоит иметь дело, а кто работать в лесу недостоин. «Не всегда можно только получать, надо и отдавать, охранять», — комментирует руководитель лесного агентства.
Сейчас разрабатывается четкая схема мер как наказания, так и поощрения. Самая большая проблема в том, что в основном горят леса в труднодоступной местности, где нет ни дорог, ни мостов и куда проблематично доставить технику. Между тем метеорологи дают на сентябрь неутешительный прогноз: особых дождей не ожидается, месяц предстоит засушливый. Так что и жителям республики лучше воздержаться от походов за дикоросами. В это время даже самое незначительное возгорание может за считанные минуты превратиться в «верховой» пожар, спастись от которого практически невозможно, как, например, в 2003 году, когда в Бичурском районе в лесу погибли трое лесников.
Общество
1489
На посещение леса наложен запрет
Из-за сложной лесопожарной обстановки в республике объявлен режим «Чрезвычайная ситуация»