— Мы достаточно вам помогаем, но при этом вы умудряетесь не выполнять свои обязательства. Все дай да дай. Если вы будете себя так вести, к 2009 году вообще примем отрицательный бюджет. Если не научитесь считать собственные деньги, этот механизм включим. Вы же любите считать в чужом кармане, а мы знаем, что у вас в кармане творится. Будем обоюдно играть прозрачно и считать деньги. Дураков нет. «Хотелки» надо ограничивать, — такой саркастической отповедью Иннокентия Егорова, первого заместителя председателя правительства РБ, закончились публичные слушания трехлетнего бюджета
Эти слова адресовались мэрии Улан-Удэ, осмелившейся попросить средства у правительства на реконструкцию площади Советов.
Проект закона о республиканском бюджете на 2008 год и период до 2010 года вызвал большой интерес у общественности Бурятии. Некоторые депутаты Хурала вынуждены были пристроиться на балконе, поскольку желающие обсудить самый главный денежный документ заняли все депутатские места в большом зале заседания. Люди приехали даже из самых дальних уголков республики, чтобы попытаться изменить ситуацию в еще не принятом бюджете.
Новшеств в новом законопроекте много. Одной особенностью является снижение объемов государственного долга за счет погашения централизованных кредитов. По сравнению с прошлым годом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга снизятся к 2010 году на 47 млн. рублей.
Юридические лица отныне не смогут брать бюджетные кредиты.
Собственные доходы возрастут почти до 800 миллионов, зато безвозмездные поступления из федерального центра сократятся на 9,7 процента.
Создание резервных фондов на непредвиденные расходы, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций тоже новое в бюджете.
Однако новшества ввели в сомнение не только неискушенных жителей республики, но и профессионалов.
— Прогноз социально-экономического развития Бурятии является основой планирования бюджета и оценивается как прогноз переходного периода, — сообщил Цырен Доржиев, председатель комитета НХ РБ по бюджету, налогам, финансам и банкам. — Но при этом даже оптимистичный вариант не учитывает недостаточную инвестиционную привлекательность нашей республики, неразвитость транспортной сети, несовершенство порядка использования природных ресурсов. Поэтому сохраняются определенные финансовые риски.
Много вопросов возникло при формировании новых межбюджетных отношений на предстоящую трехлетку, при которых снижается зависимость районов от финансовой помощи из республиканского бюджета.
— Я вижу 15 счастливых районов, которые попали в перечень получателей субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности, — отметил Цыденжап Батуев, зам. председателя комитета НХ РБ по бюджету. — Если этот выбор сделан из принципа гонки за лидером, то составляющая теоремы не сходится. Если по старому принципу — на одного жителя, тоже не получается.
Есть еще не менее пяти сверхсчастливых районов, которым дают субсидии на развитие социальной инфраструктуры. Сумма приличная. А почему пять, а не три и не пятнадцать?
Объем межбюджетных трансфертов в 2008 году сокращается на 296, 9 млн. руб.
— Сокращение расходов весьма ощутимо, если учесть, что в 2007 году весь объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений не превышал 220 млн. руб., — говорит Александр Маслов, председатель комитета НХ РБ по госустройству.
Выступающие печально констатировали, что ранее планируемого строительства девяти школ в бюджете не оказалось. В строку финансирования не попали «долгоиграющая» школа в п. Орешкова, хотя здесь из 278 млн. рублей уже освоено 158 миллионов. Не будут достроены школы в селах Алцак Джидинского, Телемба Еравнинского, Мостовка и Турка Прибайкальского, Зурган-Дэбэ Селенгинского районов.
В перечень капитального строительства не включен Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. В настоящее время освоено 9 млн. рублей, готовы цокольный и первый этажи лабораторного корпуса. Современное полученное оборудование по нацпроекту «Здоровье» и международным программам не может быть установлено в помещении постройки 1923 года по техусловиям.
— Консервация строительства до 2011 года приведет к мародерству и удорожанию строительства. Хотя для завершения лабораторного корпуса достаточно 38 млн. рублей, — заметил Дмитрий Мункуев, заместитель председателя комитета НХ РБ по социальной политике.
Мэрию волновало, что в будущем году в республиканском бюджете для города предусмотрены субсидии в размере 229 млн. руб., в 2009 году — 56,8 миллиона, а в 2010 не выделяется ни копейки.
— Это вызывает озабоченность, — заявил Василий Гранат, зам. мэра по работе с горсоветом. — После 2009 года столица теряет свой статус, я так понимаю.
Такое заявление вызвало гневную реакцию у Иннокентия Егорова.
— Я должен предупредить, слишком много хотите, мы не сможем это сделать и не будем делать, — говорил Егоров. — Улан-Удэ — самая богатая и самодостаточная территория республики. По сравнению с вами другие — нищие.
Закрыв своим выступлением публичные слушания, Иннокентий Егоров объявил, что хотел от собравшихся «услышать обратную реакцию и, соответственно, принять к исполнению». Однако желающих выслушивать язвительные реплики от чиновника больше не нашлось.
Общество
1963
Обсуждения проекта бюджета не получилось
Все попытки внести изменения в документ отметались первым зампредом правительства