Общество
1692

Шедевры искусства совсем рядом

Бесценным экспонатам нужны почитатели и средства на реставрацию

Более пятидесяти лет в Художественном музее имени Сампилова хранятся бесценные произведения великих русских мастеров. Некоторые картины требуют дорогостоящей реставрации



В 1940 году в Москве впервые была проведена Декада искусства и литературы Бурят-Монгольской АССР. Большой успех этой выставки сподвиг чиновников от культуры в Москве всерьез задуматься о создании художественного музея в Бурятии. А в 1949 году в уже открывшийся храм культуры поступила большая коллекция из фондов Государственного Русского музея, куда вошли произведения русских художников XVIII—XIX веков: Боровиковского, Шубина, Тропинина, Айвазовского, Боголюбова, братьев Маковских, Поленова, Куинджи. Всего бoлее двухсот произведений живописи, графики, скульптуры.
Как считает Татьяна Алексеева, главный хранитель музея, эти экспонаты бесценны. Среди них только подлинники.
Это и «Портрет Великой княжны Александры Павловны» Боровиковского, и «Закат в лесу» Куинджи, и «Пейзаж с мостиком» Шишкина.
— По этим работам можно проследить историю развития русского изобразительного искусства. Здесь можно наблюдать и классическую манеру Ксенофонтова, и стиль знаменитых вдохновителей передвижничества — братьев Маковских, — уверяет Алексеева.
Как рассказывают работники музея, иностранные туристы в обязательном порядке посещают наш художественный музей. Но далеко не все горожане знают о том, что могут познакомиться с бесценными экспонатами, не выезжая за пределы республики.
Как говорит хранитель музея, сейчас уже редки школьные экскурсии, обязательные и массовые в прошлые годы.
В 90-х годах закончилось и время централизованной реставрации картин. Работники музея все же стараются периодически ее проводить. Сейчас, например, на реставрации находится картина Айвазовского «Море». Проблема в том, что подобные работы могут реставрировать только специалисты высшей категории из Всероссийского художественно-реставрационного центра, а местные мастера делают только первичную реставрацию. Чтобы вдохнуть новую жизнь в «Море», требуется 400 тысяч рублей. Для получения столь солидной суммы необходимо писать в культурные ведомства специальные программы, на которые не сразу выделяются средства.
Впрочем, не так давно удалось отреставрировать другое полотно Айвазовского — «Корабль», поэтому хранители столь уникальных для Бурятии ценностей надеются, что их экспонаты еще много лет будут находиться именно здесь.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях