Самый ожидаемый исторический блокбастер года на поверку оказался удобоваримой жвачкой для среднего обывателя
— He презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра — таков основной посыл картины «Монгол — фильм первый», на прошлой неделе вышедшей в широкий российский прокат. В Улан-Удэ картину демонстрируют сразу три кинотеатра: «Октябрь», «Эрдэм» и «Прогресс».
Детство, юность, становление Тэмуджина-Чингисхана, великого правителя и полководца, стали темой, которую решил развить режиссер Сергей Бодров-старший, известный прежде всего по фильму «Кавказский пленник».
Безусловно, в Бурятии, где многие знают перипетии монгольской истории, читали роман «Жестокий век» нашего земляка Исая Калашникова и вообще ментально близки к наследию Чингисхана, фильм был ожидаем вдвойне. От этого, возможно, у некоторых зрителей возникло чувство разочарования, дескать, не потянул Бодров, историзма маловато, эпохальности не видно.
Но картина оказалась слабовата сама по себе, даже без учета мнения знатоков и ученых-монголоведов.
…Бескрайняя степь, по которой неспешно едут несколько всадников. Это отец Тэмуджина Есугей со свитой везет своего сына к свирепому северному народу меркитов. Когда-то Есугей украл у меркитского воина его жену и теперь, желая помириться, решил взять сыну супругу из этого племени.
По дороге ему встречаются люди из небольшого улуса хунгиратов. Здесь девятилетний Тэмуджин встречает свою будущую жену, десятилетнюю Борте. Эта встреча предопределит любовную тему блокбастера — злые люди и политическая необходимость постоянно разлучают любимых, но они все равно воссоединяются.
Сцены в фильме сменяют одна другую так резко, что иногда оставляют у зрителя чувство недоумения. Хроникальность фильма, отсутствие внятных разъяснений той или иной сюжетной линии, отсутствие в нем многих исторических персонажей, без которых немыслимо становление Чингисхана, вносят некую сумятицу. Непонятно, как всеми отверженный изгой сумел сплотить вокруг себя первых единомышленников, собирал земли и людей. А ведь этот период — важнейший для личности Тэмуджина. Недаром именно его, а вернее, небольшой отрезок, взяли создатели первого бурятского фильма «Первый нукер Чингисхана».
Политическая ситуация в степи сводится к борьбе Тэмуджина с его названым братом Джамухой и коварным Таргутаем, которого сыграл единственный российский актер в картине Амаду Мамадаков. Их пути разошлись после победы над меркитами, которые отбили у будущего Чингисхана жену.
Кстати, о меркитах. Народ, некогда живший на юге нынешней Бурятии, показан просто безобразно. Живут они то ли в чумах, то ли в вигвамах, носят маски из звериных шкур и даже на фоне варварских монголов выглядят дикарями.
На самом деле меркиты были грозным народом, нередко нападавшим на южных соседей, у них были свои крепости и городища.
Совершенно отсутствует народ кэрэитов и их хан Тогорил, а ведь именно он помог Тэмуджину в начале его пути. Не видно верных соратников Чингисхана — Боорчу, Джебэ, Субэдэй-багатура.
Слабо вырисованы характеры матери, сестры, брата главного героя. Да и сам он выглядит несколько потерянным, размазанным по сюжету. Да, японский актер Таданобу Асано мужественен и харизматичен, но его персонаж недотягивает до того образа Великого хана, что многие себе представляли.
Недоработок в фильме масса. С другой стороны, очень неплохо сработал наш земляк Даши Намдаков, занятый в качестве художника по костюмам. Монгольские малахаи, халаты, оружие в картине выглядят вполне аутентично. Хорошо, без излишнего кровопролития поставлены батальные сцены. Однако в целом фильм не оставил о себе сколько-либо берущего за душу впечатления, недаром после первого просмотра в Улан-Удэ в зале раздались всего лишь жиденькие хлопки.
С бурятским «Первым нукером», конечно, новый блокбастер не сравнишь — бюджеты фильмов и возможности создателей несопоставимы. Но если вспомнить, как встречали «Нукера» в Улан-Удэ — он побил «Монгола» начисто. И даже не потому что он наш, родной. Просто сделан был с душой.
Общество
2021
Чингисхан пал жертвой масс-культуры
Самый ожидаемый исторический блокбастер года на поверку оказался удобоваримой жвачкой для среднего обывателя