Общество
1625

«Мир» на дне Байкала

Создатель батискафа, с которого снимали «Титаник», исследует священное море

Будущим летом дно Байкала исследует создатель и пилот глубоководного обитаемого аппарата «Мир», завлабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии Анатолий Сагалевич, недавно совершивший знаменитое первое погружение на Северном полюсе вместе с Артуром Чилингаровым



В Бурятии Анатолий Сагалевич выбирает место будущего погружения. За его плечами 33 научные экспедиции и более 3,5 тысячи подводных часов. Он участник экспедиций погружения в районах гибели подлодок «Комсомолец» и «Курск» и съемок легендарного «Титаника». Но прошедшую экспедицию к Северному полюсу и будущее погружение на дно Байкала ученый выделяет особо. Он уже бывал на нашем озере и знает его специфику. За прежние исследования озера Байкал был награжден орденом «Знак Почета». Летом планирует выполнить на дне Байкала те же виды работ, что и на Северном полюсе, где он с академиком Артуром Чилингаровым отобрал пробы грунта, пробы воды, сделал гидрофизические и гидрохимические измерения.
— Нас часто по ошибке называют акванавтами. Это неправильное название профессии. Акванавт — человек, непосредственно соприкасающийся с водой. То есть дайвер, водолаз. Мы же, гидронавты, пилотируем глубоководные аппараты, — Сагалевич начинает интервью с необходимого уточнения. — Сегодня на Земле людей, побывавших на глубинах от 2000 метров и ниже, на пальцах посчитать можно. Нас гораздо меньше, чем покорителей космоса. На планете сегодня всего четыре аппарата, способных погружаться на глубину 6000 метров. Один «шеститысячник» в Японии, один — во Франции и два «Мира» у нас. Уникальнейший комплекс, подобного которому никогда в мире не было, и я не знаю, когда будет.

«Титанический» опыт на Байкале
До «Титаника» Сагалевич лишь раз побывал на затонувшем судне «Комсомолец», за специальные операции на подлодке Сагалевича наградили орденом Мужества, а также медалью Томаса Ловела от Клуба исследователей США. В 1998 году с погружения на затонувший «Титаник», лежащий на глубине 12500 футов, началась вторая жизнь батискафов «Мир». С тех пор в них почти каждый год на «Титаник» погружаются туристы, желающие взглянуть на останки этого некогда великого судна. С Джеймсом Камероном, помимо оскароносного «Титаника», Сагалевич снял еще три научно-популярных фильма.
— Джим — человек увлекающийся, благодаря его энтузиазму гидронавтика завоевывает популярность в мире, — рассказывает Сагалевич. — В июле 2005 года мы сделали прямую трансляцию с «Титаника», ее смотрели на всех континентах. Вся передача с глубины 3800 метров длилась два с половиной часа. Самой сложной задачей оказалось протянуть до «Титаника» с поверхности воды оптиковолоконную нить. Но мы и с этим справились. Теперь у нас с Камероном есть намерение реализовать старую задумку: воплотить идею кругосветки про­тяженностью в два года с погружениями «Миров» на гидротермальных полях, на легендарных затонувших объектах. Так что в случае удачного стечения обстоятельств мы еще поработаем... на Голливуд.
В 2002 году Анатолий Сагалевич стал первым российским гидронавтом, которому Академией подводной науки и искусств США за весомый вклад в проведение глубоководных исследований океана была присуждена самая престижная среди покорителей глубин награда — «Подводный Оскар». Съемки кино принесли и научные познания. Если раньше имели дело просто с научными исследованиями, то такой большой объект, как «Титаник», требовал большей концентрации внимания и более точного взаимодействия двух аппаратов.
— Сейчас это для нас уже азбучные истины. Мы можем двумя аппаратами встречаться на дне Байкала и вести работы любого плана. В 1994—1995 годах мы проводили совершенно уникальные технические работы на лодке «Комсомолец». И то, что мы делали на «Титанике, в какой-то степени пригодилось здесь, поскольку это был практически первый объект, где велась отработка взаимодействия двух аппаратов. А на «Комсомольце» мы устанавливали специальные, довольно громоздкие конструкции для того, чтобы законсервировать носовую часть лодки, в которой находятся две ядерные боеголовки торпед. И сейчас для нас в глубоководных работах секретов нет — ни в поиске, ни в выполнении каких-то специальных глубоководных операций.

Десять погружений на «Курск»
Во время трагедии с подлодкой «Курск» Сагалевич вновь проводил экспедицию на «Титанике», связанную с новым фильмом Камерона «Призраки бездны».
— Мы не засекреченные физики-ядерщики, не бойцы невидимого фронта, но о нас вспоминают лишь тогда, когда случается беда. Точно так же о нас вспомнили, когда произошла авария на «Курске», — вспоминает ученый, — мы были тогда в другой точке планеты. Но нас попросили, и мы тут же свернули свои исследования, извинились перед партнером, который также проникся ситуацией и не стал выставлять никаких неустоек. Мы, естественно, пришли через две недели, после того как нас вызвали. Надо было океан пересечь.
Пять дней Сагалевич с командой осматривали лодку, искали причины ее гибели. Отсняли всю лодку на видео и подняли 35 фрагментов лодки. При этом никто нигде не упомянул работу аппарата «Мир». По телевидению показывали кадры, сделанные «Мирами», не сославшись на то, кто эти кадры снимал.
— Авария «Курска» еще раз показала, что сегодня работе в Мировом океане не уделяется должного значения, — убежден ученый. — Когда случилась трагедия, оказалось, что, кроме «Миров», нет в России аппаратов, способных провести детальные обследования. А ведь речь шла всего о глубине 108 метров.

Под хрустальным куполом Земли
Недавнее преодоление более четырех тысяч метров ледяных полярных вод в рамках экспедиции «Арктика-2007» было уникальным — впервые глубоководные обитаемые аппараты спускались под лед на большую глубину. Этот спуск еще до экспедиции Сагалевич назвал одним из самых сложных в своей жизни.
— Это было первое погружение человека под хрустальный купол Земли. Оно так и останется первым. Оно сравнимо с полетом Гагарина или выходом Титова в открытый космос.
Теперь исследователи хотят погрузиться на дно уникального озера Байкал.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях