24 человека Ирина Рыбянец уговорила быть ее поручителями в филиале Росбанка города Гусиноозерска. Доверившись, люди отдавали ей свои паспорта. А в банке подписывали документы, не читая и не вглядываясь в текст. В результате
8 человек спустя несколько месяцев узнали от судебных приставов, что взяли на себя обязательства не поручителей, а заемщиков. Причем в кредитном досье оказались документы, которые они никогда в банк не представляли
В отношении всех Росбанк направил иски в суд о взыскании денег. Все доводы обманутых в суде оказались тщетными. Решением районного суда они теперь выплачивают кредит за Ирину. По заявлению потерпевших было возбуждено уголовное дело в отношении Рыбянец по статье «Мошенничество». Однако правовое решение так и не вынесено. В специализированном следственном отделе по расследованию экономических преступлений СУ при МВД по РБ считают, что в деле очень много вопросов и необходимо тщательное расследование всех обстоятельств.
Александр Чистов общался с братом Ирины Рыбянец. И когда женщина попросила его выступить поручителем, мужчина не стал отказываться.
— Просто чисто по-человечески поверил ей, к тому же никогда кредиты не брали и не сталкивались, а тут такое, — рассказывает Клавдия Хлебникова, сестра Чистова, которая сейчас пытается добиться справедливости.
По словам женщины, ее брат по просьбе Рыбянец подошел 14 декабря 2004 года в банк в конце рабочего дня. Его паспорт уже находился у женщины. Кредитный инспектор указала, где ему необходимо расписаться в документах. После чего он подошел в кассу, получил на руки 120 тысяч рублей и тут же передал их Ирине Рыбянец. Только тогда она вернула ему паспорт, и он спокойно ушел домой.
— Он думал, что так и надо, а через восемь месяцев у него арестовали счет в Росбанке, на который начислялась ему заработная плата. Он говорил: пусть Рыбянец сама платит, почему я должен. Стали разбираться, выяснилось, что кредит оформлен на него, а совсем не на Рыбянец, — говорит Клавдия Хлебникова.
Поскольку сам Чистов постоянно отлучался в командировки, его интересы по доверенности стала представлять Клавдия Ивановна. В банке она узнала, что в кредитном досье брата неизвестным образом взялись справки о размере заработной платы, причем из двух разных организаций. Одна из «Энергосервиса», где он и работал, а вторая — из «Бурятуголь».
— Он никогда не трудился в «Бурятуголь». Андрей мне сразу сказал, что никакие справки он не приносил в банк, единственный его визит, когда он подписал бумаги на свою голову, — недоумевает Клавдия Хлебникова.
В аналогичной ситуации оказался муж Надежды Ефимовой. С Ириной Рыбянец Ефимовы прожили в соседях в доме № 25 в шестом микрорайоне более десяти лет. Так же, как и Чистов, он отдал ей свой паспорт, а затем пришел и подписал документы. Полученные 90 тысяч рублей также передал сразу Рыбянец. А через некоторое время Ефимова вызвали в суд в качестве ответчика.
— Как ему такой большой кредит дали, когда у него, водителя КамАЗа в «Бурятуголь», зарплата всего лишь 3 тысячи рублей? — недоумевает Надежда Ефимова. — Я в детском саду копейки получала.
Сама женщина, также поверив красноречивой соседке, выступила поручителем у своей подруги, которая тоже взяла кредит для Рыбянец.
— Столько лет знали Иринку и ожидать такого поступка от нее не могли, — расстроенно говорит Надежда Ефимова.
Доверилась Ирине Рыбянец и Марина Кочетова, близкая родственница. В феврале 2005 года Рыбянец попросила ее быть заемщиком. Молодая женщина находилась в декретном отпуске больше полугода и не имела стабильных ежемесячных доходов. По словам женщины, Рыбянец сделала в ее трудовой книжке фальшивую запись о том, что она трудится медсестрой в больнице и получает 12 тысяч рублей. В итоге Росбанк выдал ей кредит на 120 тысяч рублей.
— А потом она потерялась, кредит она ни разу не заплатила, и хоть бы раз из банка позвонили, зато накручивали проценты молча, — возмущается Марина.
В ходе судебных тяжб потерпевшие обращались с заявлением в банк о признании кредитных договоров недействительными. Однако в суде решающими стали подписи потерпевших в кредитных договорах.
И Хлебникова, и Ефимова, и Кочетова уверены, что кредитные инспекторы Росбанка имеют прямое отношение к кредитным аферам Рыбянец.
— Одна из инспекторов просто мне пальчиком показывала: здесь распишитесь, здесь распишитесь, и ничего мне не объясняла, а потом выяснилось, что я стала поручителем не у Рыбянец, а у какого-то безработного Темникова, которого в глаза никогда не видела, — рассказывает Светлана Соколова, еще одна пострадавшая.
По словам женщин, все справки в кредитных договорах были фальшивые, они уверены, что аферисты воспользовались тем, что те не знают всякие юридические тонкости.
Однако специалисты Росбанка с обвинениями в свой адрес не согласны.
— Быть такого не могло, чтобы в кредитных досье заемщиков оказались липовые справки о доходах, а также, чтобы деньги предоставлялись безработным, потому что у нас вся информация проверяется через службу безопасности, — утверждает банковский чиновник Нина Могут.
Опровергла управляющая и информацию о том, что в отношении кредитных инспекторов вынесены дисциплинарные взыскания.
Следствие до сих пор продолжается. Однако его темпы потерпевших совершенно не устраивают.
— Два года все длится, сколько можно, уже у кого только не были: и в МВД, и в прокуратуре республики, которая курирует дело, а воз и ныне там, а мы кредиты гасим, — возмущаются потерпевшие.
Общество
1699
Кредитная афера
Жительница города Гусиноозерска обманула своих родных, соседей, подруг и знакомых почти на 800 тысяч рублей, оформив на них кредиты