В прошлый четверг в Бурдраме состоялся премьерный показ спектакля «Максар — степь в крови» — первой работы в Бурятии молодого режиссера Олега Юмова, приглашенного в театр для воплощения его давней идеи — бурятской интерпретации пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира
Олег, выпускник ВСГАКИ, в свое время уехал в Москву, где окончил знаменитый
ГИТИС, успел стать известным в кругах столичных театралов. Тем интереснее было увидеть плоды деятельности режиссера, находящегося в курсе всех современных и модных течений в театре.
— Эта постановка значительно отличается от спектаклей, которые обычно ставят в Бурдраме, — считает Эрдэни Жалцанов, главный режиссер театра «Ульгэр».
Правда, в чем это отличие и является ли оно положительным, Жалцанов так и не признался.
Тем не менее было видно, что это авторская работа Олега Юмова. Режиссер всегда имеет право на свое видение спектакля. И если он смело отходит от канонического текста, вносит в классическую постановку новые краски, то она может обрести совершенно другой вид, чем ее задумывал изначально драматург. Так получилось и в этот раз — Юмова в «Максаре» было больше, чем Шекспира. Однако режиссер несколько перебрал с разного рода вставками, отсылками к другим произведениям.
Сцена с черепом из «Гамлета», итальянский наемный убийца в исполнении неподражаемого Олега Бабуева, бурятский стиль стихосложения, народные песни и современные ритмы рок-музыки — все это обрушивается на зрителя таким коктейлем, что он временами перестает понимать, что ему показывают. На «Максара» нужно идти подготовленным театралом, насыщенным постановками бурятских и мировых драматургов.
И если знатоки получают от такой «гремучей смеси» истинное наслаждение, то среднему обывателю воспринимать постановку довольно затруднительно.
Но на то он и авторский взгляд, чтобы зрители подтягивались к его уровню.
В «Максаре» на удивление много юмора. Сагаан-хан (король Дункан) показан старым маразматиком, чьи номера вызывали взрывы хохота в зале.
И даже некоторые, казалось бы, трагические сцены вызывают невольный смешок. В прекрасной артистической и физической форме находится Баста Цыденов, исполнивший роль Максара — Макбета, превосходно передавший падение честолюбивого героя.
— Так совпало, что постановка вышла в свет перед предстоящими выборами, — рассказал незадолго до премьеры Олег Юмов, — но я думаю, что это не случайно. Пусть зрители посмотрят этот спектакль и решат, к чему может привести безудержное стремление к власти.
Общество
2103
«Макбет» перевоплотился в «Максара»
Новая постановка Бурятского театра драмы заставила зрителей по-новому взглянуть на бессмертное произведение Шекспира