Первая сессия законодательного органа власти республики показала, что партийная дисциплина — дело нешуточное
— Приняв программу социально-экономического развития, мы объявили новую жизнь в Бурятии. И хотелось бы, чтобы и в Народном Хурале началась новая жизнь. Спора, кто в доме хозяин, быть не должно, — сказал Вячеслав Наговицын, поздравив депутатов с первой сессией четвертого созыва.
Но все-таки в Народном Хурале хозяин появился. Из 65 депутатов 45 составляют «единороссы» и их сторонники. На всех избранных должностях в Хурале — представители партии власти.
Рассмотрение восьми вопросов на первой сессии затянулось на два дня. Впервые избранные депутаты долго осваивали электронную систему голосования. Продолжительными оказались и дебаты при выборе председателя Хурала и двух его замов, которые порой переходили в перепалку.
Фракция коммунистов из пяти человек оказалась самой активной. Сергей Будажапов и Александр Ющенко по числу выступлений у микрофона лидировали. Когда разгоряченных ораторов пытался утихомирить председательствующий, старейший депутат Михаил Рябов, это вызывало еще более бурную реакцию.
— Имейте мужество смотреть на реальную ситуацию прямо, не пытаясь закрываться процедурными вопросами, выкриками на регламент, — парировал Сергей Будажапов.
Когда «единороссы» не смогли в первом туре продвинуть на место спикера своего кандидата Матвея Гершевича (за него проголосовали 28 человек, за коммуниста Мархаева — 20), депутаты других фракций оживились. Появились мнения: в «Единой России» раскол и разногласия. Однако после двухчасовых консультаций «единороссов», на которых присутствовал президент РБ, ситуация «выправилась».
Если при тайном голосовании по выборам заместителей председателя Хурала еще существовала альтернатива и «единороссы» побеждали с малым преимуществом, то выборы председателей комитетов, изменив закон, сделали открытыми. И здесь свою лояльность проявили не только представители партии власти, но и депутаты других фракций. За кандидатуры «единороссов» голосовали больше 50 человек.
Как проходили заседания «Единой России», можно было догадаться по выступлению депутата-«единоросса» Матвея Баданова.
— Я проголосовал в кабине не за Матвея Матвеевича. Он подошел ко мне и говорит по-отечески: ты ориентируйся, пожалуйста, получше. Эту фразу я не знаю, как воспринять, но истолковал так, что мне стало страшно, — сказал Матвей Баданов с трибуны. — На заседании фракции посыпались предложения, что надо вообще поставить возле урны своего человека, но, правда, автомата ему можно не передавать. Мне стало еще страшнее. Возможно, и мои проблемы в бизнесе и в личной жизни стоит поискать здесь...
О том, что заседания фракции будут отныне закрытыми, журналисты и представители общественности допускаться не будут, сообщил Матвей Гершевич, спикер парламента, на своей пресс-конференции.
— Это наше внутреннее дело, депутатское. Есть определенная этика, может, кто-нибудь будет стесняться, — сказал Гершевич.
По его словам можно было понять, что фракция будет внутри обсуждать вопросы, бурно дискутировать, а потом на сессии принимать решения единогласно по партийной дисциплине.
— Это и есть демократия: дать людям высказаться, а потом принять единое решение, иначе сессии будут бесконечными, — сообщил спикер.
Структура законодательной власти нынче претерпела изменения. Теперь на освобожденной основе будут работать не 21 депутат, а 14. Сколько средств таким образом сэкономится, пока не подсчитано. Как заявил председатель Хурала, на будущий год будут приобретены ноутбуки каждому депутату для работы на сессиях с документами в электронном виде.
Общество
1646
Власть в единых руках
Первая сессия законодательного органа власти республики показала, что партийная дисциплина — дело нешуточное