Столица Бурятии обрела главный документ, который определит ее судьбу на ближайшие 25 лет. Горсовет на прошлой неделе утвердил генеральный план развития города
Генплан принимали в немного нервозной обстановке. Депутатов торопил мэр Геннадий Айдаев, у которого на ближайшее время назначены встречи с крупными инвесторами. Без документа, определяющего векторы развития Улан-Удэ на ближайшие десятилетия, рассчитывать на привлечение крупных капиталов невозможно. Так объяснили спешку в мэрии и попросили депутатов собраться на прошлой неделе на внеочередное заседание.
— Конечно, в случае с генпланом на депутатов шло небольшое административное давление, — заявил «Информ Полису» депутат Александр Красиков. — Я голосовал против плана, потому что у меня в округе намечена точечная застройка. Предложил разбить там скверы, но мэр и остальные депутаты были против.
Зато «остальные депутаты» дружно поддержали план развития Улан-Удэ, подготовленный НИИ урбанистики в Санкт-Петербурге. Это уже третий в истории Улан-Удэ генплан, который создает этот институт. Первый появился в 1966 году, второй — спустя 20 лет. Все три документа разрабатывались под руководством одного человека — ныне доктора архитектуры, почетного академика Российской академии архитектуры и строительства Леонида Путермана.
Все пойдет по плану
Улан-Удэ рассмотрен в генплане как «столица всего бурятского Прибайкалья, являющегося центром бурятского этноса, его культуры». В ближайшие десять лет население города не превысит 400 тысяч человек. Документ предполагает развитие в столице Бурятии общественно-деловой инфраструктуры и максимальную реконструкцию деревянной застройки исторического центра. В малоэтажных домах надстроят мансарды. Для малоимущих построят доходные дома.
Реализация плана займет 25 лет. Первый этап — 10 лет. Если план будет выполнен, то Улан-Удэ, по замыслу НИИ урбанистики, превратится в один из «федерально-региональных центров финансово-экономической деятельности России». Финансовые вопросы запланированных преобразований в документе не прописаны: генплан лишь устанавливает рамки, в которых должны идти преобразования. «Дальнейшему развитию Улан-Удэ нет другой альтернативы, как последовательно становиться городом российского и международного бизнеса и туризма, образования, культуры, информатики и высоких технологий», — сказано в документе.
Прежде всего жилье
Территориально Улан-Удэ должен развиваться компактно, считают ученые. Поэтому мэрии предложено отказаться от экстенсивного размещения застройки и максимально использовать резервы и ресурсы интенсивного развития. В столице Бурятии необходимо сблизить жилые кварталы с местами, где работают люди. Это сократит нерациональные затраты на перемещение горожан. Генплан требует более эффективно использовать территорию, повысить плотность жилой застройки, создать деловые зоны в центральных и промышленных районах города.
Первоочередной задачей станет расселение семей, проживающих в аварийных и ветхих домах. Планируется ликвидировать коммуналки и переселить постоянно живущих в городе людей из общежитий. Такой образ жизни является нормальным для студентов, но не для улан-удэнцев, подчеркивают создатели генплана.
Новое жилье будут комплексно строить на юго-востоке (южнее Мелькомбината) и на юго-западе (вокруг 102-го и 113-го кварталов).
В генплан заложена необходимость массового ремонта пятиэтажек, возведенных в 70-х годах прошлого века.
Тоннели и трамваи
Большие преобразования ждут нас в сфере транспорта.
Будет восстановлено речное судоходство к Байкалу. Для пассажирских теплоходов на правом берегу Селенги возведут стационарную пристань. Дно Уды и Селенги углубят, при этом вынутый грунт пойдет на защиту от наводнений левобережной части города.
Появятся два новых моста через Уду — восточнее Батарейки и в районе поселка Гавань. Они необходимы для отвода транзитного грузового транспорта из центра. В отдаленной перспективе — строительство моста через Селенгу в створе улицы Терешковой.
План предусматривает строительство тоннеля от моста через Селенгу до улицы Революции 1905 года, а также расширение тоннелей под Транссибом на улице Ербанова. Улицу Куйбышева соединят с улицей Революции 1905 года эстакадой, которая пройдет над железнодорожными путями. Для пешеходов в этом же месте построят подземный переход. В Октябрьском районе построят тоннель на пересечении улицы Бабушкина и железнодорожной ветки на Наушки. Это позволит быстро добираться до жилых районов юго-запада (102-й, 113-й и другие кварталы).
В планах строительство обходного участка Транссиба по левому берегу Селенги. Эта ветка разгрузит вокзал Улан-Удэ от транзитных поездов.
Трамвай останется каркасным общественным транспортом. Пути проложат в новые районы на юго-западе и юго-востоке, а также в Загорск. В юго-западной части города построят еще одно трамвайное депо. Получит свое развитие и автобусный транспорт. В планах возведение двух новых парков, в которых разместят автобусы большой вместимости. Генплан предполагает создание специальных организаций, которые будут контролировать выпуск частных автобусов и маршруток на линию. Новым структурам поручат проводить предрейсовые медицинские и технические осмотры.
Два автовокзала для внешних направлений построят в районе Стрелки и около железнодорожного вокзала.
Быстро будет развиваться и международный аэропорт Улан-Удэ, который станет частью создающегося в городе логистического комплекса.
Центр логистики
На въезде в Улан-Удэ, который имеет выгодное расположение для развития грузовых перевозок, построят стоянки для фур и два логистических центра.
Первый логистический терминал федерального значения разместят на левом берегу Селенги. Место выбрали из-за близости к аэропорту и трассе М-55 «Байкал». В центре будут принимать, складировать и отправлять грузы, производить таможенную очистку, а также осуществлять информационный контроль за материальными и финансовыми потоками.
Второй логистический центр республиканского значения появится на въезде в город вдоль автодороги Улан-Удэ — Романовка — Чита. К этой территории подходят подъездные железнодорожные пути. Поэтому терминал будет обслуживаться автомобильным и железнодорожным транспортом.
Оба центра позволят закрыть въезд большегрузных фур на территорию города. Товары для города будут перегружать на маленькие грузовики, которые станут ездить по Улан-Удэ без шума и пыли.
Рядом с терминалами разместят АЗС, станции технического обслуживания, кафе, гостиницы для обслуживания водителей транзитных потоков.
Город-сад
Экологическая составляющая проходит через генплан красной нитью. Он нацелен на создание чистой зоны на всей территории Улан-Удэ. Центральные магистрали, жилые улицы, территории жилой и общественной застройки планируют максимально озеленить. Предприятия должны снизить уровень выбросов и шума, что позволит сократить охранную зону вокруг них. Тогда для строительства освободятся огромные площади.
На всей территории Улан-Удэ построят ливневую канализацию. Перед попаданием в реки дождевая вода будет очищаться.
Генплан также предполагает рекультивацию свалки на Стеклозаводе, на месте которой посадят деревья. С проблемой утилизации бытового мусора городу в ближайшие десятилетия сталкиваться не придется. Существующий полигон через 25 лет будет заполнен лишь наполовину.
Бизнес
2538
Планов громадье
Улан-Удэ поставили в градостроительные рамки <br>
<br>
Столица Бурятии обрела главный документ, который определит ее судьбу на ближайшие 25 лет. Горсовет на прошлой неделе утвердил генеральный план развития города