Общество
4216

Миллион пассажиров в год

Столько должен обслуживать аэропорт Улан-Удэ, чтобы стать финансово независимым, считает его директор Станислав Невзоров.

Столько должен обслуживать аэропорт Улан-Удэ, чтобы стать финансово независимым, считает его директор Станислав Невзоров. Он рассказал "Информ Полису" о проблемах и преспективах развития воздушных ворот Бурятии.



МУХИНО ИЛИ «БАЙКАЛ»?

- Станислав Алексеевич, скажите, пожалуйста, улан-удэнский аэропорт уже можно называть «Байкалом» или он пока остается аэропортом Мухино?

- Вообще, работа по изменению названия состоит из двух частей. На первом этапе открытое акционерное общество, которое владеет аэропортом, 8 марта 2008 года было переименовано в ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)». С этого же момента мы ведем переоформление всех наших сертификатов и лицензий на это название.

По второй части в соответствии с подписанным руководством Бурятии протоколом работает Правительство республики. Это вопрос переименования топонима Мухино. Он очень сложный. Хорошо, что правительство республики так активно ведет эту огромную работу. Без его помощи очень сложно иметь дело, например, с военными и Федеральной службой геодезии и картографии. Поэтому понадобились решения горсовета Улан-Удэ и Народного Хурала Бурятии с обоснованием необходимости изменения топонима.

Теперь пойдет работа с Росгеодезией. И только после этого могут быть изменены навигационные карты, инструкции и наставления по производству полетов.

- Но мы уже можем говорить «аэропорт Байкал»?

- ОАО, которое владеет аэропортом, можно называть «Байкалом».

- В конце прошлого года австрийская  компания Meinl Airports Int. купила аэропорт Улан-Удэ, который первым в России перешел в руки иностранного собственника. Но что конкретно приобрели австрийцы?

- Meinl Airports купила бизнес. Он состоит из обученного персонала, из неплохой истории по безопасности полетов, а также движимого и недвижимого имущества. Недвижимое – это аэровокзал, автобаза, здание старого аэропорта. Движимое – это техника, малая часть из которой современная, а большая требует модернизации. Взлетно-посадочная полоса остается в собственности государства.

 

НОВЫЙ АЭРОВОКЗАЛ ПОКА НЕ НУЖЕН

- Вы сказали, что необходима модернизация. Сколько собирается вложить Meinl Airports?

 - Об этом есть договоренности с правительством Бурятии. Сначала собственник вкладывает 36 млн. рублей в первоначальную модернизацию. Это закупка спецтехники, например, трапов, и оборудования для предполетного досмотра пассажиров. Затем Meinl Airports делает проект аэровокзала.

- Речь идет о строительстве нового здания?

- К новому зданию нужно подводить все коммуникации. Поэтому будем модернизировать старое, построенное в 1983 году. Второй терминал для обслуживания нынешних 150 тысяч пассажиров в год не нужен.

Проектные институты, которые имеют лицензию на разработку подобных проектов, информировали нас, что на разработку ПСД нужно 4-6 месяцев. Поэтому в этом году мы через собственника планируем заказать проектно-сметную документацию. Если она будет выполнена в срок, то строительные работы начнутся в 2009 году.

 

ТУРИЗМ СПАСЕТ АЭРОПОРТ

- Аэропорт пока убыточен. На что рассчитывает Meinl Airports, которая вкладывает немалые деньги?

- Концепция развития аэропорта прозрачна. Собственник вкладывает средства в модернизацию, надеясь на параллельное развитие туризма в Бурятии. Мы очень рассчитываем, что туризм из нынешнего приключенческого превратится в то, что называется туризмом для отдыха. Собственник аэропорта, как любой другой, хочет получать прибыль. Поэтому Meinl Airports и работает с Правительством Бурятии. На наш взгляд, нельзя владельца аэропорта только заставлять вкладывать деньги в убыточное предприятие, не создав элементарных гарантий возврата инвестиций через какой-то осязаемый промежуток времени. Необходимо одновременно развивать туризм, производство и повышать благосостояние большинства граждан республики, чтобы это большинство, наконец, было бы в состоянии пользоваться воздушным транспортом.

- Сколько вам нужно обслуживать пассажиров, чтобы аэропорт был рентабельным?

- При современных высоких требованиях к обеспечению безопасности полетов в аэропортах, любой аэропорт начинает себя чувствовать самодостаточно (независимо), когда пассажиропоток достигает одного миллиона в год. Тогда у аэропорта появляется возможность самостоятельно обновлять свои основные средства. У нас сейчас – 150 тысяч в год. Нам еще долго сидеть на сухом пайке в этом плане.

- Аэропорт когда-нибудь обслуживал миллион пассажиров в год?

- В советское время доходили до цифры 800,000 пассажиров. Но тогда в самой Бурятии работали 27 аэродромов. В Иркутск и обратно самолеты летали через час, а билет стоил 9 рублей. Государство фактически дотировало авиационные перевозки, были совсем другие времена.

Теперь рентабельность нашего аэропорта зависит в большей степени от внешних факторов. Например, еще недавно в Улан-Удэ летала грузовая авиация, и мы получали от нее почти 60 процентов доходов. Но определенные действия и бездействие властей России и Китая свели транзитные грузовые рейсы к нулю. От этого потеряли прибыль все сибирские аэропорты.

А регулярные пассажирские рейсы сильно зависят от возможности нашего населения, возможности туристов и других гостей прилетать в Бурятию.

 

ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ РЕЙСЫ

- S7 Airlines выполняет сейчас один ежедневный рейс до Москвы. Придут новые авиакомпании на это направление?

- С середины июня будет два вечерних рейса в неделю авиакомпании «ВИМ-авиа». Переговоры с S7 о втором рейсе ведутся. К сожалению, ясности пока нет. Когда S7 вводила в прошлом году самолет Аirbus A319, она пообещала ввести еще три дополнительных рейса в неделю. Но этого не было сделано. Однако слоты на дополнительные рейсы (время прилета и вылета в/из аэропорта – Авт.) S7 забила, а продажа пока не открыта. Другие авиакомпании не испытывают большого желания становиться третьим рейсом на Москву.

Мы в прошлом году потеряли на обслуживании А319, который легче Ту-154 и берет на 20 пассажиров меньше, 4,5 миллиона рублей и около 1200 потенциальных пассажиров ежемесячно.

Если S7 введет второй рейс на летний период, то мы готовы снизить свои тарифы на обслуживание. Это было озвучено руководству авиакомпании. Другое предложение - ввести более дешевые сквозные тарифы совместно с  Бурятскими авиалиниями, например, на маршрутах Нижнеангарск - Улан-Удэ - Москва или Таксимо - Улан-Удэ – Москва, так как и С7 и, следовательно, аэропорт сейчас теряют наших северных пассажиров, которые летают в Москву через Иркутск с другими авиакомпаниями.

- То есть если будет больше двух рейсов в день до Москвы, они не станут окупаться?

- Не совсем так. Во-первых, хоть у нас и крайне слабый рынок авиаперевозок, то есть летает небольшая часть населения и не так много гостей. Но в летнее время ежедневно могут работать две авиакомпании, а зимой, то есть большую часть года, заполнить два рейса в день пока невозможно.

Во-вторых, S7 – это второй перевозчик в стране с развитой, эффективно работающей сетью продаж, с ним не каждая авиакомпания может конкурировать. Монополия на направлении Улан-Удэ - Москва эту авиакомпанию устраивает. 65 процентов загрузки воздушного судна – это уже безубыточной рейс. У S7 Airlines загрузка обычно гораздо выше.

В-третьих, у всех авиакомпаний России сейчас просто не хватает свободных воздушных судов.

Мы ведем переговоры с авиакомпаний Red Wings. Но они видят, что S7 может ввести второй рейс и осторожничают. К тому же у них задерживаются поставки с завода новых самолетов Ту-204. Как бы там ни было С7 - наш старый надежный партнер и основной перевозчик в аэропорту Улан-Удэ и за ним первое слово.

Сейчас идут переговоры между «Бурятскими авиалиниями» и альянсом Air Union о сквозных тарифах при полетах из Улан-Удэ через Красноярск в разные города России. Мы посредничаем, чтобы авиакомпании договорились, но влиять на принятие решения летать или не летать и, если летать, то по какой цене, естественно, не можем.

 

Посетители сайта «Информ Полиса» www.infpol.ru приняли участие в голосовании о будущем аэропорта Улан-Удэ.

Чем закончатся попытки улучшить работу аэропорта «Байкал»?

Он станет современным и прибыльным     57,14%

Все останется как есть    24,29%

Ситуация будет только ухудшаться       10,00%

Затрудняюсь ответить     8,57%

Фото Марка Агнора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях