Общество
8312

Есть ли монополия на "бурятскую душу"?

Общественные стереотипы типа "бурят-буддист" или "бурят-шаманист" сегодня оказались размытыми.

  90-е годы - время, когда на развалинах бывшей советской империи каждый человек по-своему искал новую опору в жизни, и тысячи неофитов в поисках своего символа веры или просто утешения пришли к религии.

 Общественные стереотипы типа «бурят-буддист» или «бурят-шаманист» сегодня оказались размытыми. Что же заставляет бурят забыть «религию отцов» и обратиться к христианству, исламу и индуизму?

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ          

 Супруга православного священника отца Георгия Иванова, матушка Татьяна (в девичестве Аюрова) сегодня вспоминает свой путь к Богу длиной почти в 20 лет. Значимым событием в жизни молодой учительницы физики и математики казался приезд в Бурятию в 1991 году мирового лидера буддистов Далай-ламы XIV. На стадион им. 25-летия БурАССР, где Его Святейшество давал учение народу Бурятии, она пришла с родственниками. Вместе они сидели на газоне футбольного поля и с благоговением слушали проповедь «буддиста № 1». Потом были собрания какой-то протестантской «секты» (названия этой церкви Татьяна не запомнила), куда Татьяну пригласила ее коллега-учительница.

    В православный храм Святой троицы Улан-Удэ она зашла первый раз в 1994 году почти случайно. И осталась навсегда. Уже через несколько дней Татьяна Иванова уже приняла крещение, стала причащаться и исповедоваться.

    - Обретение веры похоже на творческое наитие, - считает она. – Но самым сильным доказательством того, что Бог есть, является личная вера человека. Человек не молился и не просил бы, если бы не получал ответа. Мы все слишком прагматичны, и не можем долго стучаться в закрытую дверь. А здесь в храме есть обратная связь с Ним. Православие – это религия добра, любви, справедливости, и я очень счастлива здесь.

    Тринадцатый год матушка Татьяна ведет занятия в православной воскресной школе, где дает детям уроки «догматического богословия». Последние четыре года к этому служению добавились психологические курсы по освобождению от алкогольной и табачной зависимости в православном просветительском центре «Воскресение». За это время ее супруг простой прихожанин Георгий Иванов прошел рукоположение и стал священником. Супруги считают духовное единство главной ценностью в своей семье. Недавно они начали процесс по усыновлению одного из несчастных сирот.

    Татьяна Иванова считает, что у души нет национальности. Она рассказывает, что ни разу за эти 14 лет не сталкивалась с проявлениями национализма в церкви и не чувствовала себя чужой в православной среде. Сейчас в РПЦ есть всего два священника-бурята. В Волгоградской епархии служит священник Александр Гармаев - личность российского масштаба, деятельность которого вызывает неоднозначные оценки среди паствы и церковного священноначалия. Другой профессиональный служитель РПЦ, уроженец Улан-Удэ отец Александр Абидуев служит в Иркутской епархии, где является духовником женской православной гимназии и организатором одного из молодежных движений

    - Конечно, я ощущаю себя буряткой, - говорит матушка Татьяна Иванова. – Когда я жила три месяца в Петербурге, у меня вдруг возникла такая тоска по бурятским песням, что я сама этому удивилась. А сейчас мне больно видеть, как народ мой спивается, иногда бывает неудобно, когда наши ребята-буряты на улице ведут себя не очень хорошо. 

БЛАГОЧЕСТИВАЯ МАРТА

   В Бхагавад-Гите, которую на Западе называют «Библией Индии», говорится, что есть четыре причины, которые приводят людей к Богу: беда, нужда, любопытство и поиск истины. Актриса Бурдрамы Марта Зориктуева относит себя к тем самым «страдальцам», людям, которых заставили обратиться к высшим силам несчастья и проблемы личной материальной жизни. До того, как десять лет назад прийти к протестантизму и стать одним из членов пресвитерианской церкви, Марта Зориктуева долгое время пыталась помочь своей больной матери.

    - Когда мама заболела, мне было действительно тяжело, - говорит Марта Цыденовна. – Каждый день с четырех часов утра я уже была у шамана. Потом целыми днями сидела в дацанах, подносила еду сахюусанам, молилась, жертвовала деньги, заказывала всякие обряды, чтобы мама дольше прожила. Чего только ни делала! В Монголии попала даже на прием к римпоче. Но все напрасно. Мама через четыре месяца умерла, и я первый раз спросила себя: «Почему так происходит? Я ведь столько молилась!». Шаманы говорили, что нужно «брызгать» - обязательно водкой, сигаретами. Я тогда еще подумала так: если есть Бог, то почему Ему нужны сигареты, эта водка проклятая, которую я так ненавижу, и из-за которой начинаются все наши проблемы?!

    В местный пресвитерианский храм к пасторам-корейцам Марту привела в 1998 году собственная старшая дочь. Ее сразу удивило обилие там азиатских лиц. Целый год новообращенная протестантка пыталась знакомиться с Библией, но ничего в ней понять не могла. Весь год она продолжала посещать и дацан, и протестантскую церковь. По ее словам, какое-то понимание библейского Слова к ней пришло только после того, как она прочитала эту книгу в третий раз. Был у Марты и мистический опыт, который она запомнила на всю жизнь. Марта уверена в том, что ее 93-летний отец жив только благодаря молитвам и их общей вере. Сегодня главным служением актрисы Марты Зориктуевой стало то, что она переводит на бурятский язык духовные песни протестантов. Первым у нее стал всемирный гимн, известный всем протестантам под названием «Великий Бог».

    - Бог дал мне быть актрисой, я люблю петь, мне нравятся христианские песни, - восклицает Марта Зориктуева. – Сейчас у нас в поселке Солдатском проходит служение на бурятском языке, где я веду прославление (пение духовных песен. – С.Б.). Каждую неделю мы молимся за нужды тех, кто живет здесь, за Бурятию, за Улан-Удэ, за излечение тех, кто болеет. Бог дал нам родной язык, и мы должны его хранить.

    Марта Зориктуева – одна из тысяч бурят-протестантов, которые стали новым явлением общественной жизни Бурятии, где это направление христианства получило развитие только через 160 лет после появления на берегах Селенги первых миссионеров из Европы.

БРАТЬЯ-КАТОЛИКИ

История 35-летнего католика Владимира Тыхеева по-своему уникальна. Свою веру он нашел, пройдя сначала увлечение Кастаньедой, оккультизмом в виде учения альбигойцев, затем теософией и экспериментами с легкими наркотиками и алкоголем. В 20 лет студент сначала одного из вузов Томска, а затем ВСГАКИ выглядел сугубым «неформалом», обкуренным хиппи, «заторчавшем» на теософском дуализме. Потрясение от смерти близкого друга, сведшего счеты с жизнью в стремлении уйти от темной силы, сотворившей этот материальный мир, и соединиться с Богом, привело Владимира сначала к православию. Там он прошел путь сначала послушника в Тихоновской «пустыне» и двух других монастырях центральной России, затем псаломщика во всех трех православных храмах Улан-Удэ.

    - Я крестился 15 лет назад в православной церкви. Католическая церковь признает все православные таинства, и когда в 2005 году я пришел сюда, у меня не было проблемы в том, что нужно креститься во второй раз, - рассказывает неофит-католик Владимир. – Поскольку мистическая жизнь у меня была довольно насыщенной, - в православии я 11 лет активно молился, участвовал в таинствах, - чувство присутствия Бога у меня обостренное. Кроме радости от понимания того, что истинных христиан, оказывается, на один миллиард больше, чем я раньше думал, здесь я почувствовал большее присутствие Бога.

    В религиозном опыте Владимира был и интерес к буддизму. Основной причиной того, что молодой человек не стал развивать этот интерес стало, по его словам, то, что там он не нашел главного для себя – единого и личного Бога. Сейчас Владимира влечет в храм католиков возможность каждый день вступать в общение с Богом через причащение, молитвенная тишина. Владимир не отрицает для себя возможности принять монашество.

    - На самом деле сейчас в мире насчитывается только 2 тысячи женских католических орденов – это 800 тысяч сестер-монахинь. Есть 400 тысяч священников и 50 тысяч монахов, - говорит Владимир Тыхеев. – Так что никакого кризиса католической веры, о котором я раньше слышал не раз, нет. И я рад, что сегодня я вышел за пределы духовного «железного занавеса». К православным и протестантам я сегодня отношусь, как к своим братьям по одной христианской вере.



"АЛЛАХ АКБАР" И "ХАРЕ КРИШНА" ПО-БУРЯТСКИ   

 Так называемая «нетрадиционная» для бурят религиозность сегодня – явление мало изученное. Но, как и в Монголии, а в свое время в Корее, она становится все более массовой. Кроме бурят-христиан (в особенности протестантов разных направлений), это касается и пока экзотических для Бурятии последователей иудаизма, учения бахаи и кришнаитов.

    В общине улан-удэнских вайшнавов, насчитывающей около двухсот человек, примерно половина – буряты. Близкими в учении Кришны для них оказались и вера в единого личного Бога, и уже знакомое учение о карме и реинкарнации. Сегодня известно о первых двух бурятах-мусульманах, принявших новую веру путем произнесения шахады. Уже есть первый бурятский хаджи - верующий, совершивший паломничество-хадж в Мекку. Бурятские муслимы считают, что у ислама здесь еще все впереди.

 

Справка "Информ Полиса"

ПРАВОСЛАВИЕ СРЕДИ БУРЯТ

    В 1827 году в Санкт-Петербурге православный священник-бурят Василий Татауров и переводчики Номто Унгаев и Бадма Моршунаев под руководством основателя научной школы монголоведения в России Якоба Шмидта издали первый в истории перевод Библии (Нового Завета) на бурятский (старомонгольский) язык. Первое богослужение на бурятском языке состоялось в августе 1852 г. при освящении Гужирской Николаевской церкви, настоятелем которой стал Н.Н. Доржиев. Позже была даже создана Бурятская православная церковь, под влиянием которой в начале ХХ в. оказалось 12–15 тысяч бурят. Общее число крещеных бурят составляло около 85 тысяч из 300 тысяч их соплеменников, проживавших на территории Иркутской епархии. Такие данные приводились в отчетах Забайкальской духовной миссии. Новое церковное объединение просуществовало недолго. По указанию московского священноначалия «национальная церковь» для бурят Иркутской губернии и Забайкальской области была упразднена.

                           КЕМ БЫЛИ БУРЯТЫ СТО ЛЕТ НАЗАД

По данным переписи населения Российской империи 1897 года, бурятское население Иркутской губернии и Забайкальской области составляло около 290 тысяч человек и конфессионально разделялось следующим образом: 176 тысяч буддистов, 56,8 тысячи православных и 54,7 тысячи шаманистов.

















 



Иркутская губерния



Забайкальская область



Шаманисты



51 978



2 800



Буддисты



11 499



164 559



Православные



45 364



11 477



                  

ИЗ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ МИССИИ

 Первая протестантская миссия была основана в Селенгинске в 1820 году членами Лондонского миссионерского общества Эдвардом Сталибрасом, Корнелиусом Рамном, Робертом Юиллем и Вильямом Сваном. За 20 лет деятельности миссии они перевели на бурятский (старомонгольский) язык и напечатали книги библейского Пятикнижия – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Первые протестанты в середине ХIХ века успели обучить в своей школе несколько десятков молодых бурят и окрестили в протестантскую веру троих аборигенов. В 1841 году по велению императора Николая I английская духовная миссия в Селенгинске было закрыта, и все миссионеры вернулись на родину. В 1946 году они составили и издали свой перевод Нового Завета на бурятский язык.

На фото: Православный Макарьев монастырь

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях