Федеральные власти хотят узурпировать права на мировой бренд.
С сенсационным заявлением выступила на «круглом столе», посвященном привлечению инвестиций в Бурятию, сопредседатель Бурятского отделения «Деловой России» Нина Шодорова. По ее словам, уже в недалеком будущем слово «Байкал» может стать одним из национальных брендов России
Это значит, что слово «Байкал» вполне могут поднять на уровень такого же бренда, как «Россия». Еще недавно государство взимало пошлину с коммерческих структур за его использование в названиях компаний. С 2008 года частникам вообще запретили использовать слово «Россия» и производные от него. За включение в название фирмы слова «Москва» также надо платить сбор.
И в нашем регионе, по словам Шодоровой, следует покончить с ситуацией, когда одновременно существуют маленький магазин «чулки-носки» под названием «Байкал» и такие структуры, как «Байкалфарм» или ансамбль «Байкал», которые создают положительный имидж Бурятии за ее пределами. Правда, г-жа Шодорова не пояснила, чем конкретно магазинчик (позная, автомастерская и т.п.) «Байкал» может повредить имиджу.
Инициатором создания бренда «Байкал» выступил Институт развития Дальнего Востока и Забайкалья, который и представляет в Бурятии Нина Шодорова. Он основан всего лишь в апреле этого года при администрации президента России. Институт должен координировать выполнение федеральной программы развития Забайкалья и Дальнего Востока.
ПОЛНАЯ НЕРАЗБЕРИХА
Тут-то и начинается самое интересное. Национальный бренд «Байкал», по нынешнему замыслу института, должен помогать развиваться трем регионам: Бурятии, Иркутской области и почему-то Забайкальскому краю. Последний, правда, имеет весьма отдаленное отношение к великому озеру. На его территории находятся истоки некоторых рек, впадающих в Байкал. Всего 20 процентов от водосборного бассейна озера.
При этом Иркутская область имеет выход к Байкалу, однако сама вообще не входит в компетенцию Института развития Дальнего Востока и Забайкалья.
— Но для проекта создания бренда для Иркутска в институте сделали исключение, — пояснила Нина Шодорова.
Несколько участников «круглого стола» заметили, что идея создания национального бренда «Байкал» на основе трех территорий может вообще говорить о том, что центральные власти не отказались и от другой мысли: основать единый Байкальский край, включающий три этих региона.
Нина Шодорова подтвердила, что одна из идей возведения Байкала в ранг национального бренда — пресечение конкуренции регионов за его использование. Три территории должны быть привлекательны для инвесторов и получать с бренда дивиденды. Однако в институте пока затрудняются сказать, каким законным актом определят правила на использование слова «Байкал» и кто конкретно скажет последнее слово в их разработке.
«Информ Полис» задал Нине Шодоровой прямой вопрос:
— Можно ли уже говорить, что бренд «Байкал» запатентуют и какая-то структура будет выдавать на его использование разрешения, возможно, за деньги?
— Давайте я не буду пока комментировать этот вопрос. Это один из самых острых вопросов на самом деле. Он проговаривается.
— А сроки для создания бренда «Байкала» поставлены?
— Обсуждаются. Это очень сложный материал.
Платить или не платить?
Считаете ли вы, что организации должны платить государству за использование бренда «Байкал»?
Батожап Раднаев, главный редактор журнала «Байкал»:
— Контроль за брендом, безусловно, нужен. Я знаю, что в США выпускают напитки «Байкал». Вопрос о том, платить за этот бренд или нет, сложный. Например, наш журнал находится на бюджетном финансировании. Зачем перекачивать деньги туда и обратно из государственного бюджета? Да и бизнес у нас слабоват, чтобы платить за название. Может быть, этот вопрос уместен в отношении крупных фирм. Но тогда надо смотреть, насколько такая фирма, представляющая наш регион, связана с ним.
Дандар Бадлуев, художественный руководитель ансамбля «Байкал»:
— Этот вопрос имеет двоякое значение для нашего коллектива. С одной стороны, я поддерживаю решение наших властей: они защищают слово «Байкал» от постоянного и иногда неуместного его употребления, его надо применять для частного сектора. А с другой стороны, мы национальный государственный ансамбль и поэтому не должны платить за использование слова «Байкал».
Иван Лобастов, генеральный директор фирмы «Байкал», Ижевск:
— Я не думаю, что частные компании должны кому-то платить за использование в своих названиях слова «Байкал». Мне кажется, что вообще бессмысленно ограничивать коммерческие структуры в таком праве. Ведь географические названия принадлежат всему обществу. Наша компания, например, существует уже более десяти лет. И наше название хорошо известно всем клиентам. Пока менять мы его не собираемся. Поэтому надеюсь, что озвученная идея так и останется только идеей.
В подготовке материала принимала участие Елена Дамбинова.
Фото Марка Агнора. Пока называться "Байкалом" разрешено любому магазину. Но все может измениться.
Бизнес
3040
«Байкал» могут национализировать
Федеральные власти хотят узурпировать права на мировой бренд.