Происшествия
6233

Бурятия — жертва военного ядерного проекта СССР?

До нас дошли следы от 25 наземных ядерных взрывов.

  До нас дошли следы от 25 наземных ядерных взрывов.

Ученые и санитарные врачи привели данные, подтверждающие, что по уровню загрязнения техногенными радионуклидами — цезием-137, стронцием-90 и плутонием — Бурятия, как и находящиеся рядом с Семипалатинским ядерным полигоном Алтайский край и Республика Алтай, должна быть признана «зоной чрезвычайной экологической ситуации»

 

ПОРОГ В 5 КЮРИ – ПОКАЗАТЕЛЬ СТРАХА

О влиянии на экологию Бурятии испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, где до конца 1962 года проводились наземные и воздушные ядерные взрывы, говорилось не раз. Сегодня благодаря ученому-геологу, действительному члену Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Всеволоду Медведеву из Иркутска обнародованы некоторые факты. Более сотни населенных пунктов Иркутской области и Бурятии и население, там проживающее, должны быть включены в число территорий, пострадавших в ходе взрывов в Семипалатинске.

— Территории от Алтая до Прибайкалья — это участки максимального радиационного бедствия, — говорит зам­директора НТП «Сосновгеос» кандидат геолого-минералогических наук Всеволод Медведев. — В Байкальский регион дошли следы от 25 наземных ядерных взрывов. Самое большое влияние на нас оказали два ядерных испытания — взрыв водородной бомбы в 1953 году мощностью в 25 Хиросим и один из обычных ядерных взрывов в 1956 году. Именно с этими двумя ядерными взрывами связано 70 процентов коллективной дозы радиации, сформировавшейся за пределами Семипалатинского полигона. Предварительная оценка доз радиации показывает, что только в Иркутской области примерно 100 населенных пунктов получили дозы в 5 кюри на квадратный километр (5 Ки/кв. км). По Бурятии данные ничуть не лучше. Этого достаточно, чтобы включить эти территории в федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий».

 

И ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ

Как же Иркутск и Бурятия, находящиеся за две с лишним тысячи километров от Семипалатинска, пострадали и загрязнены больше, чем расположенные всего в 400—500 километрах Караганда и Астана? Ответ прост: потому что Земля круглая и вращается с востока на запад, а не наоборот.

При наземном взрыве вся радиационная пыль и сама зараженная земля с полигона поднимаются вертикально вверх вместе с ядерным грибом и выносятся за пределы атмосферы. В разреженной стратосфере радиоактивная скверна пребывает какое-то время на том же месте, недоступная никаким «розам ветров». Когда приходит время опускаться на землю, эти массы оседают на то же место, откуда поднялись. Но поскольку за эти часы земля уже поворачивается в западном направлении, на месте под «облаком», оказываются другие области, расположенные ровно на той же 50-й северной широте восточнее Семипалатинска. И все это дело опускается иногда вместе с осадками на головы жителей Алтая, Тывы, Красноярского края, Иркутской области и Бурятии.

— По данным Министерства обороны России, впервые опубликованным в 1994 году, радиоактивное облако самого «грязного» ядерного взрыва в августе 1953 года достигло озера Байкал по широте Семипалатинск — Кызыл — Иркутск — Сосновоозерск, — отметил глава Управления Рос­потребнадзора по Бурятии Александр Болошинов в своем докладе на коллегии федеральных органов исполнительной власти. — По данным радиоэкологических исследований ФГУП «Бурятгеоцентр» и НТП «Сосновгеосервис», в результате этого территория Республики Бурятия загрязнена радиоцезием-137 и радиостронцием-90 на локальных участках от 2 до 5 раз, а плутонием — до 10 раз превышающим величины глобального радиационного фона.

 

БУРЯТИЯ – ЗОНА ЧС

По состоянию загрязнения радионуклидами семь районов — Окинский, Кабанский, Прибайкальский, Еравнинский, а также Северобайкальский, Муйский и Баунтовский — достигают уровня Алтайского края и Республики Алтай, официально признанных «зоной чрезвычайной экологической ситуации». По мнению Александра Болошинова, республика может претендовать на получение финансовой помощи из Москвы для реабилитации загрязненных территорий и групп населения, пострадавших от ядерных взрывов.

Тогда под действие ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в Бурятии подпадают далеко не единицы. То есть не только четверо доживших до сегодняшнего дня солдат из 60 земляков — бывших военнослужащих, располагавшихся на полигоне частей особого риска, но и добрая половина жителей Бурятии. Учитывая то, что «семипалатинская» географическая широта проходит по самым густонаселенным районам республики, включая Улан-Удэ. А три северных района Бурятии (Северобайкальский, Муйский и Баунтовский) попадали под «ядерный шлейф» не с Семипалатинска, а с полигона на Новой Земле, где советские военные «ястребы» демонстрировали миру взрыв самой мощной в мире водородной бомбы в 50 мегатонн, равной сразу шести тысячам Хиросим.

 

КАРТА МЕДВЕДЕВА

Ученые НТП «Сосновгеос» сегодня уверяют, что сейчас следов «семипалатинской» радиации в атмосфере Бурятии не осталось. Но по степени зараженности почв техногенными радионуклидами Байкальский регион даже превосходит горные системы Алтая. Это хорошо видно на карте плотности осадков радиационного цезия (CS-137), составленной учеными-экологами НТП «Сосновгеос». На ней самыми загрязненными радионуклидами территориями являются районы, примыкающие к горным системам. Это Окинский район и Восточные Саяны, южная оконечность Байкала в районе Танхоя и Выдрино, значительная часть Кабанского района, хребет Хамар-Дабан. Под шлейф с Новой Земли попала северная оконечность Байкала, Забайкальский национальный парк, Баргузинский хребет и сам поселок Баргузин. Район Улан-Удэ не исследован учеными. На этой карте он обозначен белым пятном. Но, учитывая то, что столица Бурятии лежит на хребте Улан-Бургасы и прямо по направлению «семипалатинского шлейфа», у горожан тоже есть повод поволноваться.

— Алтайский край, как зона бедствия с 1992 года, по программе помощи пострадавшим вследствие радиационных аварий получил в общей сложности 8 миллиардов рублей от правительства России, — сказал «Информ Полису» Всеволод Медведев. — Иркутская область и Бурятия не получили ничего, хотя пострадали не меньше. Исследования, в которых участвовали представители 12 институтов Российской академии наук, установили, что наибольший ущерб нанесен генофонду коренного населения Байкальского региона. Сегодня есть смысл объединить усилия Иркутской области и Бурятии для того, чтобы выйти на комиссию по радиационному контролю при правительстве России. Самая большая сложность для включения наших населенных пунктов в число объектов, пострадавших от взрывов в Семипалатинске, в том, что нужно составить определение доз облучения населения в привязке к конкретным взрывам. По двум взрывам это можно сделать.

Власти Улан-Удэ и Иркутска, с одной стороны, должны бороться с помощью федеральных средств с радиационной опасностью. С другой стороны, широкое освещение этих проблем в СМИ может оттолкнуть иностранных инвесторов, пока еще желающих участвовать в проекте развития туризма на Байкале, и туристов, стремящихся увидеть священное море. Кстати, в отличие от иркутской зоны в Листвянке, ТРЗ «Байкал» (оз. Котокель, Горячинск) расположена на землях, свободных от заражения радиоцезием.

Министерство природных ресурсов Бурятии сегодня приступает к разработке санитарно-гигиенического паспорта Бурятии. Готовится обоснование для включения республики в федеральную целевую программу (ФЦП) «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», общий объем финансирования которой составляет около 5 миллиардов рублей.

 

Загрязнение почв техногенными радионуклидами в Бурятии

Радиоцезием-137 и стронцием-90 на локальных участках от 2 до 5 раз.

Плутонием, до 10 раз превышающим величины глобального фона.

Наибольшее загрязнение почв регистрируются в 8-ми районах Бурятии — Северобайкальском, Муйском, Баунтовском, Баргузинском, Окинском, Прибайкальском, Кабанском и Еравнинском.

В пределах этих участков территории республики установлены повышенные концентрации радиоцезия (Cs-137):

  • во мхах от 6 до 428 беккерелей на килограмм (сравним: в среднем по России — 122 Бк/кг)

  • в сырой рыбе от 2 до 20 Бк/кг (РФ — 5)

  • в съедобных грибах от 30 до 2530 Бк/кг (РФ — 397)

  • в ядовитых мухоморах от 280 до 2315 Бк/кг (РФ — 1358)

  • в русловых донных осадках проточных вод от 3 до 160 Бк/кг (РФ — 42,4)

 

Источник: радиоэкологические исследования

ФГУП «Бурятгеоцентр» и НТП «Сосновгеос»

 

Темными пятнами на «карте Медведева» обозначены участки максимального заражения почв радиоцезием. У Байкала таких пятен больше, чем на Алтае / Фото автора.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях