В Русском драмтеатре задумались, могут ли деньги принести счастье.
Премьера еврейско-малоросской мистической комедии «Хапун» прошла 28 мая перед самым закрытием 79-го сезона. Этот спектакль после некоторой доработки может стать одним из хитов театра.
Хапун – еврейский черт. Раз в год он прилетает ночью на землю, чтобы унести с собой в Ад грешного иудея. Но на этот раз ростовщик и владелец местного кабака Янкель, которого Хапун выбрал своей очередной жертвой, заключают договор. Если без него, еврея, в селе станет еще хуже, чем при нем, то Хапун должен через год отпустить Янкеля.
После исчезновения Янкеля в гору идут дела у местного мельника Филиппа. Ему мельница досталась от недавно утонувшего дядьки. Водочный бизнес Янкеля со временем переходит к Филиппу. Разбогатевший мельник теперь должен решить: жениться на девушке Гале, которую он любил, будучи батраком, или взять в жены дочку другого богача, что более соответствует его новому статусу.
Таков сюжет пьесы Виктора Ольшанского, написанной по мотивам малоросской сказки Владимира Короленко «Судный день». Ее поставил главный режиссер Русского драмтеатра Владимир Хрущев. Кроме Улан-Удэ «Хапун» идет сейчас в театре комедии в Нижнем Новгороде, в Орловском ТЮЗе и в русском драмтеатре в Стерлитамаке.
МОЖНО ЛИ БЫТЬ БОГАТЫМ И СЧАСТЛИВЫМ?
Этот вечный вопрос большую часть спектакля решает мельник Филипп, которого играет Олег Петелин. Вывод, к которому он и зритель приходят к концу спектакля, спорен: счастливым может быть лишь не очень богатый человек. Богатство, а точнее способы его приобретения, - приводят к греху.
Разбогатев на спаивании родного села и ростовщичестве, Филипп, сам того не ведая, способствует возвращению Янкеля. Хапун проиграл спор. Через год он забирает христианина Филиппа. И лишь любовь девушки Гали спасает мельника из цепких лап еврейского черта.
В спектакле много юмора и комических сцен, часть из которых находятся на грани пошлости. Но это оправданно: то и дело появляющиеся на заднем плане филейные части одного из персонажей очень веселят молодежь. Другие комические сцены, вроде пьяного веселья мельника Филиппа с девками, заставляют надрывать животики всех зрителей.
Опытные театралы отметят, что чуть ли не впервые за последние годы актеры без опаски ходят по декорациям. Например, легкий деревянный мостик, на который то и дело взбираются герои, стоит прочно и не заставляет актеров опасаться за свою жизнь как декорации в других спектаклях. В этом заслуга заведующего бутафорским цехом театра Александра Диброва. Играющий унесенного чертом Янкеля мощный Сергей Рыжов, который летает на металлическом тросе, вроде бы тоже не боится упасть с четырехметровой высоты.
ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ
К ним можно отнести чрезмерный малоросский колорит. Зрителям неплохо бы объяснить в программке спектакля некоторые украинские слова.
В каждом из двух актов сельские девушки исполняют медленную украинскую песню. Поют хорошо, но уж очень долго. Из-за этих перерывов теряется ритм спектакля. Нудную песню можно было бы оправдать, например, сменой декораций, но симпатичные игрушечные хаты на колесиках остаются на сцене в течение всей постановки.
Есть вопросы и к свету. Во многих моментах – даже не мистических, а комических - зрителю кажется, что освещения сцены явно не достаточно.
Неплохо сократить и длинные монологи в начале и конце спектакля. Из-за них завязка выглядит слишком длинной, а концовка, где речь идет о смысле жизни, не очень убедительной.
При этом обилие юмора, хорошо подобранной музыки, комичных танцев вполне могут сделать «Хапуна» одной из самых популярных постановок Русского драмтеатра имени Николай Бестужева в наступающем в сентябре юбилейном 80-м сезоне. Несмотря на недостатки, зрители уходят из зала с хорошим настроением.
На фото Марка Агнора: сцена из спектакля "Хапун".
Досуг
2766
Тиха украинская ночь
В Русском драмтеатре задумались, могут ли деньги принести счастье.