Создатели первого бурятского мюзикла показали, каким должен быть современный театр
Премьера мюзикла «Бургэд хатар» («Танец орла») прошла в Государственном бурятском театре драмы 14 июня. В новом сезоне эта постановка может стать самой успешной и кассовой среди всех спектаклей, идущих на подмостках театров города
По странной традиции, складывающейся в театральном мире Улан-Удэ, ГБАТД представил «Танец орла» в самом конце сезона. Вообще, это не очень разумно. Во-первых, часть потенциальных зрителей уже в отпуске. Во-вторых, каждый новый спектакль надо обкатывать еще несколько месяцев после премьеры. А ведь после длительного летнего перерыва актерам любой постановки, а особенно такой грандиозной, понадобится время, чтобы сыграться вновь.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Жанр мюзикла — один из самых сложных и затратных в современном театре. В Москве большинство мюзиклов — «42nd Street», «Чикаго», «We Will Rock You», «12 стульев», «Норд Ост» — быстро закрылись. Остальные — «Cats», «Mama, mia!» — шли ежедневно по паре лет благодаря поддержке западных партнеров и принесли постановщикам русских версий минимальные доходы.
Впрочем, есть еще один вариант, который может иметь коммерческий успех в наших условиях. Это мюзикл, идущий на сцене государственного театра в режиме репертуарного спектакля, который «забирает» доходные выходные и праздники. Именно в таком варианте и собираются показывать «Танец орла». Название мюзикла — один из элементов бурятской национальной борьбы.
Сюжет прост. Юноша Буда из бурятской деревни приезжает в Улан-Удэ, где поступает на физфак в БГУ, но одновременно сталкивается со многими соблазнами большого города. Его пытаются завлечь в местную банду. Когда он отказывается, Буде наносят то, что криминалисты называют тяжкими телесными повреждениями. Но благодаря девушке Cэсэг молодой человек возвращается в спорт, побеждает на устроенном бандитами нелегальном турнире заезжего «мастера восточных единоборств», а затем становится чемпионом мира по вольной борьбе.
Главная цель постановки — отдать дань бурятским борцам, которые прославили республику в России и в других странах.
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ
Спектакль практически идеально выстроен по темпоритму. Ритмичные танцы сменяются песнями на русском и бурятском языках, разговорными вставками и диалогами на обоих языках. Кульминационная сцена — бой Буды с мастером восточных единоборств — приходится по времени как раз на золотую середину. Немного затянутым кажется танец в начале первого акта, а также заключительный танец всех актеров. Создается впечатление, что после него спектакль уже закончится, но начинается спокойная лиричная песня, которая и завершает постановку. Это, кстати, не очень характерно для развлекательного мюзикла-ревю, к жанру которого можно отнести «Танец орла». Обычно в конце подобных постановок звучат быстрые мелодии, которые и становятся массовыми хитами. Впрочем, в «Танце орла» такими хитами, которые будут раздаваться на улице, в машинах улан-удэнцев и из динамиков мобильных телефонов, могут стать сразу несколько песен.
В большинстве разговорных вставок мастерски использован прием буффонады. Например, использованы сленг местной шпаны и выпячивание характерных жестов, манеры поведения этой категории населения Улан-Удэ. Обычно в мюзиклах авторы сознательно отказываются от присущих драме характерных персонажей. Да и режиссеры тоже не требуют многого, понимая, что актерам сложно одновременно петь вживую, танцевать, да еще и участвовать в диалогах. Но, поскольку в этой постановке заняты именно актеры Бурдрамы, а не певцы, можно отметить, что им удалось раскрыть в диалогах задуманные авторами характеры героев.
ПОНЯТЕН ВСЕМ
Зрителя поразят световое оформление и спецэффекты, примененные на сцене. Правда, очень раздражает своим шумом один из приборов, имитирующий снегопад. Но это, надеемся, поправимо.
Отметим, что для зрителя, не владеющего бурятским языком, нет никаких сложностей в понимании самого сюжета. В песнях и музыкальном оформлении мюзикла каждый услышит разные стили. Тут и бурятские напевы, и стилизация под западную попсу 80-х, а также рок и современный рэп.
В общем, то, что сделали композитор Баир Дондоков с режиссером спектакля Сергеем Бальжановым и многочисленной командой профессионалов на сцене ГБАТД, можно смело назвать прорывом в истории театральной Бурятии. Эта постановка, прежде всего, будет очень интересна молодому зрителю. Именно такой спектакль позволит привлечь его в зрительный зал и приучить ходить в театр. В будущем же можно задуматься и о студийной экранизации мюзикла.
Фото Дмитрия Алтаева.
Досуг
2466
Это прорыв!
Создатели первого бурятского мюзикла показали, каким должен быть современный театр