Так называют себя учителя, которые разочаровались в системе образования
— Я не умею, да и не хочу ничем другим заниматься, кроме как быть учителем, — говорит Илья Ануфриев, учитель высшей категории, единственный в Бурятии преподаватель-мужчина начальных классов
На днях педагог, отдавший школе 16 лет, остался без работы. Школу №39 города Улан-Удэ, в которой он работал, закрыли. Ему и еще 21 учителю вручили уведомление о сокращении в связи с ликвидацией предприятия.
Система образования Бурятии за этот учебный год претерпела большие изменения, взбудоражившие учителей, учеников, родителей: модернизацию школы, введение новой системы оплаты труда (НСОТ) и нормативно-подушевое финансирование. Несмотря на все положительные моменты — улучшение материально-технической базы школ, поощрение лучших педагогов и т.д., школьная реформа заставила многих учителей усомниться в себе. «Благодаря» ей одни остаются без работы, у других уменьшается зарплата, закрываются школы. А учащихся, не учитывая их и родительское мнение, раскидывают по разным классам. И, чтобы их не расформировали, они вынуждены давать объявления в СМИ, вывешивать их в многолюдных местах, для того чтобы к ним в класс пришли недостающие до полного комплекта ученики.
«Я РАЗОЧАРОВАЛАСЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
39-ю школу закрыли из-за аварийного состояния здания и из-за того, что в ней мало детей. Теперь для педагогов готовят документы, чтобы они могли встать на учет на биржу труда, а 199 учащихся распределяют по близлежащим школам.
— Мы остались без всякой гарантии на работу. Такое чувство, как будто нас выкинули за ненужностью, — говорит Ирина Пищальникова, заместитель директора по социальной работе.
Среди учителей, оставшихся без работы, есть такие, кому до пенсии по выслуге лет оставалось полгода, год. Много людей, которые отработали от десяти до двадцати лет.
— Теперь мы не знаем, куда идти, чем заниматься. Нас уволили по 81-й статье Трудового кодекса (ликвидация предприятия), которая не гарантирует работу. Надежды найти работу в других школах нет, везде оптимизация, — говорит учитель этой школы Пурбо Намжилов, которому до пенсии осталось проработать лишь полгода.
Почти все педагоги школы возмущены тем, что их увольняют именно по этой статье. Говорят, что никто из представителей вышестоящих ведомств не пришел к ним, не разъяснил их права, не объяснил ситуацию, просто по-человечески не поговорил с ними.
— Разговор о ликвидации шел уже год. Учителя об этом знали. Экономически нецелесообразно оставлять школу, здание которой находится в аварийном состоянии, когда рядом расположены типовые современные школы, — говорит Ольга Пихеева, заместитель председателя комитета образования города Улан-Удэ.
По ее словам, списки учителей передадут в отдел кадровой службы и при наличии вакансий им будет предложена работа в первую очередь.
НЕНУЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ
Сокращают учителей не только из-за закрытия школ. Администрации школ проводят оптимизацию штатного расписания, то есть избавляются от «лишних» людей и ставок. В школе №49, которая внедряет НСОТ с сентября 2007-го, под сокращение попали 12 учителей, которые пришли в это учебное заведение в прошлом году. В их числе 32-летняя Елена Максимова, проработавшая в школе десять лет и поменявшая место работы в связи с переездом.
— Так как изначально переход на НСОТ предполагал учебную нагрузку педагога не более 18 часов, дополнительно набирали учителей. Всего в пределах двадцати человек, — рассказывает Елена.
А потом ситуация изменилась. В Министерстве образования решили перейти на другой вариант, когда
оплата труда производится в зависимости от количества часов и учащихся в классах. По словам Максимовой, тогда стало понятно, что вновь набранные учителя лишние. Некоторые ушли сразу же в начале учебного года. А тем, кто остался, дали работу, но предупредили, что в следующем году в их услугах, скорее всего, не будут нуждаться.
— Администрация сказала, что, если кто в течение года найдет другую работу, препятствовать переходу не будут, — говорит женщина, у которой двое малолетних детей.
В сложной ситуации оказалась и Елена Чебунина. Ей до пенсии по выслуге лет остался год и три месяца.
— Даже бороться за свои права желания нет, — делится Чебунина.
Без работы осталась и историк Татьяна Новолодская, которая проработала в школе только год.
— Мне понравилось работать учителем. Печально, что попала под сокращение. Пропали весь энтузиазм, запал и желание, — говорит Татьяна.
Администрация школы объясняет сложившуюся ситуацию уменьшением числа классов. В связи с отменой программы «1—3» в начальных классах в школе на следующий год будет всего два пятых. Из-за падения количества учащихся также сократится число старших классов.
— На школу, администрацию обиды нет. Они все сделали деликатно, объяснили ситуацию. Просто осталось чувство горького разочарования во всей системе образования в целом, — говорит Елена Максимова.
Ее слова поддерживают остальные сокращенные учителя.
— Так как директор — самостоятельное юридическое лицо, он совместно с коллективом, управляющими и опекунскими советами просматривает вопрос оптимизации штатного расписания, — говорит Ольга Пихеева, заместитель председателя комитета образования города Улан-Удэ.
«МОЯ ЗАРПЛАТА СНИЗИЛАСЬ»
Еще одна больная тема учительства — заработная плата, которая, по выступлениям чиновников от образования, значительно увеличилась.
— Можно об увеличении в два раза говорить, если человек получал раньше 15—20 тысяч. О чем говорить, когда начинающий учитель получал 4,5 тысячи? — говорит Геннадий Федик, учитель физики 13-й школы.
Если заработная плата в ряде школ хоть и незначительно, но все же повысилась, то у учителей сельских малокомплектных школ она снизилась.
— Из-за того, что у меня всего 4 ученика, при ставке 20 часов моя зарплата упала где-то до трех тысяч. А ведь у меня двое детей-студентов. Я же не виновата в том, что мало детей, и не стала хуже работать, — рассказывает Дынсыма Дивасанова, учитель начальных классов Верхнекижингинской средней школы.
Снизилась зарплата и у другого учителя этой школы.
— По сравнению с прошлым годом я получаю почти на три тысячи рублей меньше, и это с учетом всех моих заслуг, — говорит Римма Будажапова, учитель бурятского языка высшей категории.
В прошлом году она стала одной из сорока лучших учителей Бурятии.
«МЫ НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАС РАСФОРМИРОВАЛИ »
Реформу ощутили на себе и учащиеся. В некоторых школах расформировывают детей по параллельным классам, чтобы в них стало не менее 25 человек и класс можно было бы разбивать на подгруппы по некоторым предметам. Для того чтобы их коллектив не разъединили, ученики и их родители размещают объявления о наборе учеников.
— Мы не хотим, чтобы нас расформировали. Все наши друзья здесь, у нас нормальный класс, нам хорошо вместе, — говорит Катя Сковитина, ученица 5 «Д» класса школы № 32.
Ее поддерживают все одноклассники. По словам родителей, на родительском собрании директор школы Павел Казазаев предупредил, что из всех пятых расформируют, скорее всего, их класс. Обосновывает тем, что у них меньше всего учащихся — 22 человека, к тому же несколько раз менялся классный руководитель.
— Если бы в прошлом году детей раскидали, то, возможно, прошло бы менее болезненно. А сейчас у них начинается переходный возраст и смена класса может негативно сказаться на многих, — считает мама одного из учеников.
Директор поставил условие: самим найти еще троих. Эта же участь ждет и 2 «Г», и 8 «А» классы.
— Каждый случай расформирования класса должен учитывать мнение родителей, учащихся и требует индивидуального подхода. Директор не вправе единолично решать этот вопрос, — комментирует Ольга Пихеева.
Тот факт, что ожидается расформирование классов в школах, подтвердила на общегородском родительском собрании Светлана Трифонова, председатель комитета образования города Улан-Удэ.
— Любые новшества внедряются с трудом. Сейчас идет тяжелый переломный момент, особенно в кадровом отношении. Людей можно понять. Но и поддержать новую политику мы тоже должны, — говорит Ольга Пихеева, заместитель председателя комитета образования города Улан-Удэ.
Фото Марка Агнора.
Общество
3332
Заложники реформы
Так называют себя учителя, которые разочаровались в системе образования