должно быть у всех, считают больные с почечной недостаточностью
Три раза в неделю вынуждена ездить 48-летняя Сэсэг Надмитова из Гусиноозерска в Улан-Удэ. Садится в автобус после рабочего дня, приезжает в республиканский центр амбулаторного диализа. А наутро, получив очередную процедуру гемодиализа, прикорнув тут же на больничном диванчике, первым рейсом возвращается обратно, чтобы снова приступить к работе. И так уже три года. На одну поездку туда-сюда она тратит минимум триста рублей. Такие «путешествия» ей жизненно необходимы. Иначе — смерть
Таких людей, как Сэсэг Бимбаевна, привязанных к аппарату «искусственная почка», в Бурятии более ста. Их почки перестали очищать кровь от шлаков, вредных веществ, воды. Эту функцию теперь выполняет аппарат. Многие больные вынужденно переехали в Улан-Удэ из районов республики. Так и живут, годами ютясь у родни, снимая квартиру или тратя свою небольшую пенсию по инвалидности на дорогу. Но они счастливчики, потому что имеют возможность прожить на этом аппарате еще несколько лет. Людей, нуждающихся в гемодиализе, намного больше.
ВЫНУЖДЕННАЯ «ЭМИГРАЦИЯ»
В феврале 2006 года Михаил Шабаков, больной хронической болезнью почек, преподаватель одного из вузов республики, пришел в Минздрав республики на комиссию, которая один раз в квартал определяет людей на гемодиализ. Но его не взяли, потому что не хватило мест. Комиссия сказала, что его на диализ могут взять только в мае. На его доводы о том, что не то что до мая, но и до 8 марта он не доживет, комиссия лишь бессильно развела руками.
— Холодок смерти заставил меня стать инициативным и динамичным. Я договорился о платном диализе в другом городе. Жить-то хочется, — говорит Шабаков.
Вернулся он через несколько месяцев, когда Минздрав приобрел несколько аппаратов для диализа. У него появилась возможность получать бесплатную процедуру.
— Ситуация по сравнению с прежними годами намного улучшилась, — рассказывает Ирина Дашибальжирова, заведующая республиканским центром амбулаторного гемодиализа, главный нефролог Министерства здравоохранения РБ. — Если в 90-е годы у нас был всего один аппарат в БСМП, то с каждым годом их число увеличивается. Сейчас у нас 17 аппаратов «искусственная почка» немецкой фирмы «Фрезениус», два из которых в резерве.
Достижения современной медицины дали возможность больным продлевать свою жизнь до пятнадцати лет. Раньше они просто умирали.
АППАРАТОВ НА ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ
Сейчас в очереди на диализ состоят еще 166 человек. Помощь «искусственной почки» им будет необходима неожиданно или же в самые ближайшие сроки. Ежегодно их число увеличивается на 30 человек.
— Всего в Бурятии с хронической болезнью почек (ХБП) в разной стадии заболевания (от первой, более легкой, до пятой — смертельной. — Авт.) сейчас насчитывается 1702 человека, — рассказывает Дашибальжирова.
Кроме них, есть люди, у которых болезнь не выявлена.
В республике всего два диализных центра — республиканский центр амбулаторного гемодиализа и отделение гемодиализа в БСМП. В республиканском центре есть восемь аппаратов, к которым подключены 64 человека. Его персонал работает в четыре смены — с 7 утра до 4 утра следующего дня. Потом подготовка аппаратуры к следующей смене. И так каждый день, без выходных. Чуть меньше диализников в БСМП. Персонал и аппараты работают на износ. Техника часто ломается, а ближайший сервисный центр находится в Новосибирске.
— Места на диализ появляются, если приобретаются новые аппараты, кто-то из больных отправляется на пересадку почек и если, как это ни грустно, кто-то умирает, — рассказывает врач.
Процедура диализа дорогостоящая. Аппарат «искусственная почка» стоит около одного миллиона рублей. Одна процедура обходится в три с половиной тысячи рублей. Это без учета зарплаты персонала и многого другого. Больные же получают ее бесплатно. Если раньше финансирование диализа шло из федерального бюджета, то сейчас оно полностью переведено на местный уровень. В результате жители России в разных регионах имеют разный уровень обеспеченности этой процедурой.
По словам Ирины Владимировны, этот показатель у нас лучший в Сибири. По нему Бурятия приблизилась к среднероссийским цифрам — 135 человек на миллион населения.
Между тем, как рассказывает Михаил Шабаков, в богатых регионах есть 100-процентная обеспеченность больных диализом, организовано бесплатное питание и подвоз на процедуру на специальных санитарных машинах. Оплачивают и стоимость пересадки почек.
СКОЛЬКО СТОИТ ПОЧКА?
Спасти человека может не только диализ, но и чужая почка. Есть два вида пересадки почек. Родственная трансплантация, когда свою здоровую почку отдает кто-то из близких родственников. И неродственная, трупная трансплантация.
— На родственную пересадку из Бурятии с 2003 года ежегодно направляются шесть больных, и операция делается бесплатно, — говорит главный нефролог.
На трупную же даются две бесплатные квоты в год на республику — взрослая и детская. Но так как на такую операцию очень большие очереди, вместо них направляют бесплатно на родственную по три-четыре человека. На квоты должен приходить вызов из Минздрава России, чего в реальности почти не бывает. В 2002 году на неродственную трансплантацию был вызван в Москву наш земляк Игорь Низовцев. Но прошло уже шесть лет, а операция ему до сих пор не сделана — нет органа.
Есть еще одна альтернатива — сделать платную пересадку, которая в разных регионах стоит от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. — Если человек сам находит какую-то часть денег, то Минздрав республики по возможности старается внести оставшуюся сумму, — говорит Дашибальжирова.
По ее словам, по гарантийным письмам министерство оплачивает и временное диализное лечение в других регионах, в частности в военном госпитале Читы.
ПОЛУЧАТЬ ЛЕКАРСТВА КРАЙНЕ СЛОЖНО
Немаловажная проблема для почечников — лекарственное обеспечение. С введением ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) денежные средства для них ограничены. Чтобы полностью обеспечить больных лекарствами, ежеквартально необходимо восемь миллионов рублей. Реально выделяется пять миллионов.
Между Министерством здравоохранения РБ и немецкой фирмой «Фрезениус», изготовляющей аппарат «искусственная почка», подписан договор инвестиционного проекта по открытию в конце этого года гемодиализного центра на базе БГУ в бывшем здании железнодорожной поликлиники на площади Славы. Там предполагается поставить 20 аппаратов, на которых будут проходить процедуру еще 120 больных. Открытие этого центра намного улучшит ситуацию в республике, считают врачи-нефрологи. Кроме этого, им предстоит решить и кадровый вопрос — в республике всего семь врачей-нефрологов. Не решена также проблема обеспеченности аппаратами жителей сельских районов.
Фото Марка Агнора
Общество
3407
Право на жизнь
должно быть у всех, считают больные с почечной недостаточностью