Возможно ли появление Голливуда на Байкале?
- Девушка, хотите сниматься в кино?
- Бабой Ягой?
- Нет.
- Хочу, а что?!
- Вы читали про Жанну Д` Арк?
- Конечно! А кто она?
(из кинофильма «Начало», реж. Г. Панфилов)
Бурятия сегодня похожа на героиню Инны Чуриковой из фильма «Начало» Пашу Строганову, которая ничего не знает о том, как снимать кино, но очень хочет этим заниматься. Пока есть только первый успех бурятского фильма на второразрядном кинофестивале «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге. Музыкальная мелодрама «Улан-удэнская история» (ремэйк «Вестсайдской истории») с песнями «народного артиста» из Бурятии Амархуу Борхуу взял там статуэтку-приз за «лучший дебют».
ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЯВЛЕНИЕ ГОЛЛИВУДА НА БАЙКАЛЕ?
Этот первый авантюрный опыт создания «коммерческого кино» фактически на пустом месте придал новый импульс проекту создания в столице Бурятии первой на востоке страны кинофабрики, построенной по принципу Голливуда. Продюсер недавно появившейся в Улан-Удэ киностудии «Юникс» Алексей Петров полгода назад заразил идеей организовать здесь кинообъединение «Буряткинофильм» свою коллегу – директора продюсерского центра «Азарт» Елену Горюнову. Елена вгрызлась в тему, изучила конъюнктуру кинобизнеса в России и пришла к выводу, что ее детские мечты о кино сегодня вполне могут перейти из разряда «маниловщины» в реальные дела «реальных пацанов и девчонок». Азарта и вдохновения ей теперь не занимать.
- Сегодня в России ни один вид бизнеса, кроме наркобизнеса, не дает такой быстрой отдачи, как кино, - говорит продюсер Елена Горюнова. – Пока мы не говорим о шедеврах. Например, фильм «Сапфо» с «украинской эротикой» снял человек, который раньше занимался упаковкой товаров. Он бросил это дело, вложился в студию, снял худо-бедно фильм и прокатал его по всему СНГ. При том, что он вложил немного, «отбился» парень всего через год. Мы сейчас хотим снять крепкий фильм-«середнячок». На хороший, качественный фильм нам в наших условиях вполне хватит трех миллионов рублей плюс миллион – на рекламу. Мы рассчитали, что «отбивка» при прокате даже только по Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск, Чита, Улан-Удэ) дает покрытие расходов на фильм плюс 50% прибыли. А если прокатать по России, где сейчас 1400 экранов! Даже скромненький прокат на двухстах провинциальных экранах при изготовлении 20 копий в течение двух-трех месяцев может дать приличный результат – в течение года прибыль в три раза может превысить вложения! В этом случае и этот фильм окупится, и хватит вложиться в следующий фильм.
УЛАН-УДЭНСКОЕ КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО
Первым «киноблином» Алексея Петрова и Елены Горюновой должен стать «криминальный боевик» по оригинальному сценарию, написанному, кстати, 16-летней девушкой-буряткой, которая пришла к продюсерам буквально с улицы. Сюжет фильма навеян скандальной историей с Атласом тибетской медицины, который в 90-х годах вывозился из Бурятии в Америку. Некая молодежная банда хочет выкрасть Атлас… На этом авторы многозначительно ставят многоточие, сказав только то, что действие фильма происходит в течение одной ночи и развязка его достаточно неожиданная. Из всего портфеля сценариев, которые уже лежат у продюсеров, для первого опыта они выбрали тот, который будет сниматься в жанре «молодежного экшна», второго по популярности после комедии. Сегодня в России большая часть киноаудитории – зрители от 14-ти до 20-ти лет. Продюсеры уверены, что супердешевое, «копеечное» по сравнению с Москвой производство фильма – залог того, что фильм «в любом случае отобьется».
- В Москве целая куча киностудий: пожалуйста, арендуй студию, камеру, пригласи режиссера, мало-мальски известных актеров, за 30 миллионов можно снять вполне нормальный фильм, - загорается Елена Горюнова. – Это в Москве! А у нас это будет раз в 10-12 дешевле!
- Для того, чтобы построить киностудию по голливудскому принципу, нужно во всем опираться на качество и профессионализм, - считает автор идеи бурятской «фабрики грёз» продюсер Алексей Петров. – После того, как мы разработали свой бизнес-проект, вот уже месяца четыре мы формируем административный аппарат киностудии, ищем и собираем актерско-режиссерские кадры. Есть у нас в распоряжении небольшой павильон для съемок. Самое главное - профессиональные камеры, в крайнем случае, камеры цифрового формата, которых нужно для съемок фильма не менее трех. Штат актеров режиссеров является основополагающим элементом в этом бизнесе, поскольку кино – это творческий бизнес.
БУРЯТСКОЕ КИНО, КАК ОНО ЕСТЬ
По словам Алексея Петрова, в течение этого года в поисках 12 миллионов рублей (по самым минимальным расчетам эта смешная сумма нужна для старта «бурятского Голливуда») он прошелся еще раз по, казалось бы, уже истоптанному полю потенциальных частных инвесторов в Бурятии. Двое из них, несмотря на невразумительный в коммерческом отношении опыт, тех, кто до этого снимал здесь кино, готовы вложиться в новую идею и новую киностудию. Существующие здесь производящие киностудии «Урга» и «Хунну-фильм» увидели возможность снимать свое кино на базе «Буряткинофильма», поняли преимущество профессионального подхода к делу и тоже двумя руками «за» сотрудничество.
Алексей Петров считает, что Бурятия, где в отличие от многих других провинциальных городов России люди любят культуру, считают ее серьезным делом и меньше, чем в том же Иркутске и Новосибирске оглядываются на Москву, лучше, чем другие регионы подходит для создания кинофабрики. Таким образом, кинопродукт «российского Гонконга» может быть интересен зрителю и в Москве, и в Азии. Елена Горюнова говорит, что с точки зрения наличия творческих кадров Улан-Удэ с его пятью театрами, тремя писательскими союзами, ВСГАКИ, которая могла бы в будущем готовить актеров и режиссеров для театра и кино, и другими творческими учебными заведениями может стать хорошей творческой базой кинообъединения.
- Мы здесь можем снимать кино на этническую тему, - говорит Алексей Петров. – С Петром Шаблиным (бизнесмен-продюсер фильма «Первый нукер Чингис-хана» - С.Б.) мы обсуждали даже возможность создания первого мульт-сериала для детей на бурятском языке. Таким образом, «бурятские деньги», которые бизнесмены-«патриоты» могли бы вкладывать в свою бурятскую культуру, способствовали бы и развитию кинематографа здесь. Но в целом, конечно же, я должен руководствоваться желаниями массового зрителя. Мы должны делать продукт, который интересен всем, максимальному количеству зрителей.
Если проект «Буряткинофильма» реализуется, это компания станет единственной за Уралом киностудией, типа «Мосфильма» или Голливуда, на базе которого киношники могли бы снимать и коммерческое, и авторское кино, а также «новое мыло» (телесериалы), в поисках которого по всей стране сегодня рыщут центральные и кабельные телеканалы. Алексей Петров мечтает о высокохудожественных «шедеврах», но пока все его усилия направлены на первый коммерческий успех, за которым, возможно, последуют свои «Парфюмеры» и «Забриски Пойнты».
Досуг
3041
Бизнес-проект бурятской "фабрики грёз"
Возможно ли появление Голливуда на Байкале?